Возле Запорожской АЭС пять месяцев идут бои. Насколько вероятна ядерная катастрофа?
Статья
5 августа 2022, 14:54

Возле Запорожской АЭС пять месяцев идут бои. Насколько вероятна ядерная катастрофа?

Российские военнослужащие на территории Запорожской АЭС, 1 мая 2022 года. Фото: AP

3 августа директор МАГАТЭ Рафаэль Гросси призвал Москву и Киев допустить экспертов на Запорожскую АЭС, уже несколько месяцев занятую российскими войсками. По его словам, продолжающиеся возле нее бои угрожают обернуться катастрофой. Украинская сторона настаивает, что противник использует станцию как военную базу, чтобы минимизировать ответный огонь; российские власти это отрицают. И хотя Запорожская АЭС продолжает работать в штатном режиме, обстановку там вряд ли можно назвать стабильной. «Медиазона» коротко рассказывает, что происходило вокруг ядерной установки в последние несколько месяцев и существует ли реальный риск аварии на станции.

В начале марта, почти сразу после начала вторжения в Украину, российские военные заняли Запорожскую атомную электростанцию (ЗАЭС), крупнейшую в Европе. Позже российские власти объявили, что станция будет работать на Россию и поставлять электричество в Украину за деньги. Однако в начале августа глава МАГАТЭ Рафаэль Гросси сообщил, что ситуация на Запорожской АЭС полностью вышла из-под контроля, из-за чего под угрозой находится уже ее физическая неприкосновенность.

Запорожская АЭС расположена в зоне активных боевых действий. В этих условиях авария на станции хоть и маловероятна, но может привести к ядерной катастрофе и необратимым последствиям, считают специалисты по атомной энергетике. Эксперты МАГАТЭ настаивают, что им необходимо попасть на станцию, чтобы удостовериться, что ее безопасности ничто не угрожает.

Аналитики считают, что сложившаяся ситуация на руку Москве: Россия пытается сыграть на опасениях Запада по поводу ядерной катастрофы и таким образом ослабить военную поддержку Украины.

Что происходит на ЗАЭС после захвата

С первых же дней после захвата Запорожской АЭС стабильность ее работы находилась под угрозой. 4 марта из-за обстрела на станции произошел крупный пожар. В случившемся стороны обвиняли друг друга. Как утверждали в Минобороны России, «диверсию» устроили украинцы; Киев настаивал, что пожар спровоцировали российские военные. Президент Украины Владимир Зеленский даже выпустил экстренное видеообращение, в котором выразил опасение, что пожар на Запорожской АЭС может стать «вторым Чернобылем и даже большим». В МАГАТЭ тогда поспешили развеять панику и уточнили, что огонь не затронул основное оборудование АЭС, а уровень радиации оставался в норме.

Украинские власти настаивают, что с самого начала российская армия использует станцию как военную базу и пункт для атак по позициям ВСУ.

«Энергоатом» в конце июля сообщал, что российские военные потребовали от администрации ЗАЭС открыть машинные залы в трех энергоблоках, чтобы разместить там военный арсенал: не меньше 14 единиц тяжелой военной техники с боекомплектом, оружие и взрывчатку. О том, что станция превращена в «военную базу», писала и газета Wall Street Journal. Российские власти утверждают, что на Запорожской АЭС нет вооруженных формирований, за исключением ограниченного числа военных, необходимых для ее охраны.

Москва и пророссийские власти Запорожской области регулярно обвиняют Украину в атаках на АЭС при помощи беспилотников. Главное разведывательное управление украинского Минобороны этого не скрывает. По данным ведомства, 22 июля ВСУ «ювелирно отработали по позициям» российских войск возле Запорожской АЭС — по палаточному городку и технике был нанесен удар дроном-камикадзе. Россия тогда сообщала, что в результате атаки пострадали 11 сотрудников станции.

Россия отвечала артиллерийскими ударами по Никополю, городу под контролем Украины на другом берегу Днепра. 1 августа New York Times писала, что ударить в ответ украинские войска не могут — из опасений повредить станцию.

Чтобы защититься от ответных ударов, в июле российские военные поставили РЗСО «Град» между зданиями реакторов, утверждал Дмитрий Орлов, мэр захваченного Энергодара, на территории которого находится станция. 3 августа он же сообщил, что российские силы обстреляли Энергодар ракетами из соседних сел, чтобы ложно обвинить украинскую армию в обстреле Энергодара и создании угрозы для АЭС.

Постоянные обстрелы не помешали российскому дизайнеру и блогеру Артемию Лебедеву посетить станцию в середине июля и сфотографироваться на ее крыше.

Несмотря на то, что станция находится под контролем России, работает на ней украинский персонал, что неизбежно приводит к конфликтам и, вероятно, к насилию, считает Рафаэль Гросси из МАГАТЭ.

Украинские власти утверждают, что некоторых сотрудников станции не выпускают из города, допрашивают, пытают и заставляют признаться в «несуществующих преступлениях». Кроме того, с момента захвата станции сообщалось о похищениях сотрудников ЗАЭС, в «Энергоатоме» утверждали, что за несколько месяцев российские военные вывезли в неизвестном направлении около ста рабочих.

«Некоторые потом возвращаются на работу со сломанной психикой, сделав заявление, что они любят русский мир, из-за тех пыток, которые применяются к ним захватчиками», — рассказывал гендиректор «Энергоатома» Петр Котин.

Авария и другие угрозы

Продолжающиеся бои вблизи Запорожской АЭС вызывает большую тревогу у МАГАТЭ. Глава организации Рафаэль Гросси призвал Москву и Киев проявить максимальную сдержанность, чтобы избежать любых аварий на электростанции. Но предсказать возможные последствия такой аварии в условиях боевых действий довольно сложно: наблюдатели и эксперты не могут попасть на ядерную установку, чтобы достоверно судить о том, что там происходит.

При этом специалисты по атомной энергетике сходятся во мнении, что взрыв на станции, который мог бы привести к необратимым последствиям, маловероятен из-за надежности конструкции реакторов.

Елена Паренюк из Института безопасности АЭС НАН Украины говорит, что конструкция энергоблока разработана так, что способна выдержать землетрясение, торнадо и даже падение небольшого самолета. «Но никто не просчитывал огонь из артиллерии, никто не просчитывал, что внутри машинного зала будут расположены вещи, которые могут сдетонировать», — говорит она.

Самый трагический сценарий может наступить в случае повреждения турбины в машинном зале, полагает Паренюк: «При повреждении турбины энергию реактора просто нечему будет забирать. Что-то может произойти. Самое страшное из этого — ядерный взрыв. Вероятность этого ядерного взрыва исчезающе мала — меньше сотой доли процента. Эти реакторы строили неглупые люди, и техника безопасности у всех сотрудников ЗАЭС — она вместо крови. Это самый страшный сценарий — начнется неуправляемая реакция. Если сотрудники станции не смогут заглушить реактор, тогда нас ждут шесть ядерных взрывов подряд».

Если такая авария на ЗАЭС все же случится, то ликвидировать ее последствия в условиях войны вряд ли возможно, считают эксперты. Это значит, что загрязнение будет распространяться на огромные территории. Согласно прогнозу, опубликованному украинской природоохранной группой, в случае самой крупной радиационной аварии на Запорожской АЭС «частично обезлюдеют территории Польши, Литвы, Латвии, Эстонии и далее на северо-запад».

При этом украинский военный эксперт Олег Жданов уверяет, что бои около станции не представляют угрозы самому ядерному объекту: «Для атомной станции пока угрозы не существует: мы не стреляем по скрывающимся на территории АЭС российским войскам, а российские войска не ведут огонь с территории АЭС».

Рафаэль Гросси на пресс-конференции о ситуации на Запорожской АЭС в Вене, 4 марта 2022 года. Фото: Lisa Leutner / AP

Директор МАГАТЭ Рафаэль Гросси считает, что организации нужно дать возможность проинспектировать станцию, чтобы предотвратить возможную ядерную аварию. «Присутствие МАГАТЭ станет сдерживающим фактором для любых актов насилия против атомной электростанции. Поэтому я умоляю — как международный госслужащий, как глава международной организации — я умоляю обе стороны разрешить выполнение этой миссии», — сказал Гросси.

Российские власти утверждают, что готовы содействовать визиту МАГАТЭ на Запорожскую АЭС и обеспечить безопасность делегации, однако Секретариат ООН пока отказывается утверждать поездку.

По мнению аналитиков из Института изучения войны (ISW), российские силы, вероятно, используют украинскую Запорожскую АЭС в Энергодаре, чтобы сыграть на опасениях Запада по поводу ядерной катастрофы в Украине. Таким образом Москва, предполагают они, пытается «ослабить волю Запада оказать военную поддержку украинскому контрнаступлению».

Редактор: Агата Щеглова