Сотня членов в плену у ФТС. История Арины Винтовкиной, которая пятый месяц бьется за возврат отнятых на границе секс‑девайсов
Статья
31 августа 2022, 11:50

Сотня членов в плену у ФТС. История Арины Винтовкиной, которая пятый месяц бьется за возврат отнятых на границе секс‑девайсов

Иллюстрация: Mari Msukanidze / Медиазона

После начала войны секс-просветитель Арина Винтовкина вместе с семьей уехала из России. Блогер решила перевезти в Черногорию свою коллекцию секс-девайсов. Таможенников этот груз сильно смутил. Поглумившись над водителем, они изъяли вещи Арины и отправили их на экспертизу. Винтовкина уже почти пять месяцев пытается добиться возвращения коллекции.

Домик на вулкане

Арина Винтовкина уже много лет занимается сексуальным просвещением. Она, будучи сексотерапевтом, психологом и полиамором, ведет блоги в инстаграме (230 тысяч подписчиков) и телеграме (76 тысяч подписчиков) о сексе и отношениях, делает обзоры на секс-девайсы и создает авторские курсы.

Еще весной 2021 года Винтовкина поняла, что государство может вмешаться в ее жизнь и в жизнь ее семьи — из-за законов о запрете «ЛГБТ-пропаганды» и лицензировании просветительской деятельности. «Я четко осознаю: живя в России, ты в некотором смысле строишь домик на склоне вулкана Этна», — говорила она.

После начала войны Винтовкина с девушкой, мужем и дочкой уехали из России. Арина говорит, что последние пять лет они думали об эмиграции и в сентябре хотели переехать в Италию, но вторжение в Украину значительно приблизило отъезд.

«Нам давно уже тяжело дышалось в России, и чем дальше, тем больше нагнеталось это чувство небезопасности и бесправия, — подчеркивает она. — Случилась война, и это для нас стало и спусковым крючком, и ускорителем, и последней каплей. Ну, и просто было до чертиков страшно». Винтовкина и ее близкие опасались, что если замешкаются, то уже не успеют уехать.

Коллекция

После переезда в Черногорию Арина решила перевезти свои вещи, в том числе коллекцию секс-девайсов, собранную за последние семь лет, когда она вела блог о секспросвете и делала обзоры. «Для обзоров мне бывают нужны старые модели», — уточняла она. Подруга Винтовкиной в Москве помогла собрать вещи — около ста секс-игрушек из коллекции в триста экземпляров.

Девайсы упаковали как положено, составили опись и загрузили их в машину Арины, которую перевозчик должен был перегнать до Черногории. «Все б/у, каждый в единичном экземпляре. Выглядит как немного экстравагантная коллекция, но точно не как что-то, что везется на продажу», — говорила она.

В начале апреля водитель прибыл на таможню Убылинка на границе с Латвией в Псковской области. Преодолеть границу ему не удалось. Таможенники решили проверить груз и обнаружили коллекцию секс-игрушек. У перевозчика изъяли вещи, обозвав извращенцем, и около трех суток продержали его на границе.

«Психологическое давление, которое на него оказывали, было анти-секс-позитивным. Над ним просто издевались, — подчеркнула Винтовкина. — В какой-то момент у Володи закончилась еда. Там рядом с Убылинкой нет никаких пунктов, в которых можно пойти купить еды. У него закончилась вода. Его не пускали внутрь попить даже воды из крана в туалете. У него начал заканчиваться бензин, и ему приходилось выключать машину. Он сидел в холодной машине, а внутрь [таможни] его не пускали».

Все эти трое суток Арина звонила в прокуратуру и псковскую таможню, но ей ничего толком не удалось добиться. «"Будет протокол — все узнаете", — примерно так нам отвечали», — рассказала она. Когда водитель был уже готов бросить машину и перейти границу пешком, ему все-таки вручили протокол изъятия и отпустили.

Арина добавила, что следом за машиной с секс-девайсами ехала вторая машина, в которой было больше сотни плюшевых игрушек ее дочери. Эту машину пропустили без проблем.

«Никому не пришло в голову, что мы едем открывать детский мир. А секс-игрушки вызвали вопрос по одной простой причине: это просто секс-игрушки, — уверена Винтовкина. — Нет другого объяснения у меня. Проблема не в их количестве, не в их запрещенности. Это внутренний какой-то триггер был у человека, который на них нарвался».

«Мы потом для всего города будем юристами по пиписькам»

После неудачи на таможне Арина начала искать юриста, который помог бы вернуть ее вещи: «Я столкнулась с очередной удивительной проблемой. Юристы псковские, к которым мы обращались, говорили, что не возьмутся за это дело. Мы спрашивали: "Почему? Вы считаете, что оно проигрышное?". "Да нет, вы ничего не нарушили, но проблема в том, что если мы будем судиться за ваши секс-игрушки, мы потом для всего города будем юристами по пиписькам, и к нам народ не пойдет"». Винтовкина почти отчаялась и готова была сдаться, но ей все-таки удалось найти юристов в Петербурге.

Управляющий юрист Capital Legal Services Игорь Горохов, который представляет интересы Винтовкиной, полагает, что таможенники незаконно задержали партию личных вещей и в этом деле, вероятно, большую роль действительно сыграл человеческий фактор. Кроме того, добавляет коллега Горохова Екатерина Смоловая, водитель признался таможенникам, что вещи не его. «Таможенники зацепились за то, что он осуществляет перевозку и вот он такой извращенец. Все дело состоит из каких-то мелких придирок. А юридических оснований здесь как таковых нет», — говорит она.

18 августа юристы ездили в Псков, где начальник псковской таможни рассмотрел административное дело. Он мог или прекратить это дело из-за отсутствия состава правонарушения, или назначить водителю штраф за недекларирование товара, или передать материалы судье, уточняет Горохов. По словам юриста, начальник понял, что водитель ничего не нарушил, так что если бы он назначил штраф, суд бы его отменил, а это «негативный для таможни результат». В то же время просто прекратить дело чиновник тоже не мог, потому что это означало бы, что его «подчиненные допустили некое самоуправство». Глава таможни принял «соломоново решение» и передал дело на рассмотрение в Псковский городской суд, говорит юрист. Заседание пока не назначено.

Таможня даже заказала экспертизу изъятых вещей. Ее в течение полутора месяцев проводили трое экспертов — эксперты в области пищевых объектов и товаров органического происхождения, товаров легкой промышленности и народного потребления, технических объектов и транспортных средств.

Изучив больше сотни предметов, в числе которых 65 «электромеханических изделий, предназначенных для использования в интимных эротических целях», 15 «изделий из полимерного материала» такого же назначения, 21 косметическое средство, 14 книг, 28 зарядок, тампоны, свечи, карнавальные маски, штативы, наручники и наножники, кожаные ошейники, одна плеть, одна кисточка из искусственного меха, конфеты, елочные игрушки и доска Садху, которую таможенники почему-то назвали «БДСМ-пластиной с металлическими шипами», эксперты пришли к выводу, что только 15 предметов утратили потребительские свойства, а все остальные вещи, даже со следами использования, подходят для продажи. Общую стоимость груза оценили более чем в 600 тысяч рублей. В материалах дела говорится, что «исходя из количественных характеристик товара, данный товар не может быть отнесен к товарам для личного пользования». Если суд сочтет водителя, перевозившего коллекцию Винтовкиной, виновным, то ему могут назначить штраф от половины до двукратной стоимости изъятого.

«У тебя ощущение такое, как будто ты идешь ночью по подворотне, какой-нибудь чувачок к тебе подходит, забирает у тебя телефон, а потом говорит: "Если хочешь его вернуть, заплати мне 30 тысяч рублей", — говорит Арина. — Вот я себя чувствую как человек, у которого странным образом отняли его личные вещи, а теперь предлагают заплатить за то, чтобы эти личные вещи вернуть».

Редактор: Дмитрий Трещанин