Конвейер. Как заводы и другие крупные предприятия сотнями отправляют своих сотрудников в армию
Статья
28 сентября 2022, 16:16

Конвейер. Как заводы и другие крупные предприятия сотнями отправляют своих сотрудников в армию

Иллюстрация: Mari Msukanidze / Медиазона

С начала «частичной» мобилизации российские предприятия активно участвуют в отправке своих работников в армию. Повестки раздают сотрудники отдела кадров, за кем-то приезжают лично из военкоматов. При этом четких критериев призыва нет — в армию забирают всех подряд, включая людей с инвалидностью. Хотя точное число подлежащих мобилизации работников назвать невозможно, очевидно, что под призыв попадают десятки и даже сотни сотрудников заводов и предприятий.

Сотрудников российских предприятий начали массово призывать в армию с первых же дней объявленной Владимиром Путиным мобилизации. На заводах раздают повестки по спискам, спущенным из военкоматов, в некоторых случаях прямо на проходной. Кого-то забирают, даже не позволив доработать смену. Так, к примеру, было на машиностроительном заводе «Либхерр» в Нижнем Новгороде, рассказывает знакомая одного из его сотрудников, попавших под мобилизацию.

«Забрали якобы на медосмотр мужчин, запретив им ехать до пункта на личном транспорте. Посадили всех в автобус. На смену они не вернулись, по окончании рабочего дня уже разошлась новость, что забрали на мобилизацию, вручили повестки, провели осмотр, дали собрать личные вещи, белье, гигиенические принадлежности. [Всего] 37 человек, — рассказывает "Медиазоне" женщина. — Несколько человек успели взять с собой обычные кнопочные телефоны. Сказали родным, что сейчас находятся в воинской части в Мулино. Там их будут обучать перед отправкой на линии фронта. Сроков никаких не называли».

Собеседники «Медиазоны» в различных предприятиях при этом говорят, что какой-то логики при выборе тех, кто попадает под призыв, нет, а мобилизационная кампания проходит хаотично.

Игорь Плешков, директор крупного калининградского завода по производству бетона рассказал, что его 41-летнему сотруднику утром позвонили из военкомата и потребовали явиться на мобилизационный пункт с вещами в этот же день.

«Везут из Черняховского военкомата в Гусев, там, по-моему, танковая бригада стоит. Военная специальность у него — командир танка, поэтому и дернули сразу, — рассказывает Плешков "Медиазоне". — Но есть одна важная деталь, у него третья степень инвалидности по ожирению, он 150 килограммов весом. Он задал вопрос по поводу медицинской комиссии, ему ответили — никакой медицинской комиссии не будет».

В отдел кадров «Татпроф», предприятия в Набережных Челнах, где работает 670 человек, повестки пришли за день до ее объявления. По словам одного из сотрудников, рабочих вызывали с военным билетом, не предупредив, что речь идет о мобилизации. Он уточняет, что в списках на вручение повесток были абсолютно все мужчины «независимо от возраста, состояния здоровья, наличия детей и прочего». Причем, как утверждает работник, без повестки невозможно было покинуть завод, потому что пропуска блокировали, а на КПП стояли охранники. В итоге как минимум двое сбежали: один через забор, другой — спрятался на заднем сиденье машины. Кто-то, по словам собеседника «Медиазоны» уволился, другие ушли на больничный.

В Башкортостане во время мобилизации на военные сборы решили призвать больше ста сотрудников «Газпром нефтехим Салават», крупнейшего в России производственного комплекса нефтепереработки и нефтехимии. В распоряжении «Медиазоны» оказался приказ и.о. заместителя директора по общим вопросам Евгения Гошкиса, в котором он требует с 26 сентября по 10 октября освободить от работы 103 сотрудников: среди них слесари, грузчики, машинисты, водители погрузчиков, мастера и прибористы. Основанием для приказа послужило письмо военного комиссара Салавата. Согласно документу, всем отправленным на сборы сотрудникам должны выплатить среднюю заработную плату.

Будут ли рабочих возвращать со сборов или же они отправятся на фронт, неизвестно. В пресс-службе компании сообщили, что они не комментируют тему мобилизации.

Под мобилизацию попали и работники «Великолукского свиноводческого комплекса», где работают около тысячи человек. По словам двух собеседников «Медиазоны», трудящихся на предприятии, с завода призвали от 60 до 80 сотрудников. На одном из волгоградских предприятий, по словам собеседницы «Медиазоны» повестки вручили 50 мужчинам, в том числе мужу ее коллеги. «Ему 37 лет, двое детей, военная специальность — снайпер», — рассказала женщина.

О массовой мобилизации «Медиазоне» рассказал и бывший сотрудник шахты в Североуральске. «Сегодня у меня друга забирают с шахты. Сегодня он в девять вечера, получается, уедет», — рассказал «Медиазоне» молодой человек. Его другу 23 года, на шахте он работал проходчиком.

Один из немногих, кто публично выступил с критикой тотальной мобилизации сотрудников — Василий Костромин, гендиректор технологической компании «Фраксис», базирующийся в Зеленограде. Компания специализируется на создании и сборке устройств интернета вещей, программных продуктов и приборостроении.

По его словам, руководство завода по производству полупроводников «Микрон» получило пофамильный список на 300 сотрудников, подлежащих мобилизации, а руководство предприятия «Ангстрем» — на 100 человек. В «Микроне» отказались эту информацию как подтверждать, так и опровергать, а в «Ангстреме» сказали, что никаких списков не получали.

По прогнозам Костромина, с учетом потерь и кадрового потенциала из-за «частичной» мобилизации прежняя производственная способность будет восстановлена не раньше, чем через 10-20 лет. «Эта отрасль не восстанавливается за год. Боевые действия рано или поздно закончатся, а что останется только ОПК?», — рассуждает в беседе с «Медиазоной» Костромин.

Костромин уточняет, что в мобилизационные списки в первую очередь попали технический персонал и инженеры. «Это люди с точки зрения квалификации достаточно редки. Люди, которые попадают на эти предприятия узкопрофильные, они уникальные и незаменимые», — объясняет Костромин. — Знаю, что предприятия, пытаются спасти своих ребят. Ну то есть борются за своих сотрудников. Ходят с юристами, пишут письма во всякие инстанции, вообще пытаются добиться хотя бы отсрочек».

Редактор: Дмитрий Трещанин