Херсон, Украина, сентябрь 2022 года. Фото: Сергей Мальгавко / ТАСС
Власти оккупированного Херсона уже не первый день говорят о вывозе жителей после усилившихся обстрелов ВСУ, накануне глава местной администрации даже попросил помощи у руководства России. «Медиазона» рассказывает, что говорят о положении российских войск в Херсоне прокремлевские чиновники, западная разведка и исследователь Conflict Intelligence Team (CIT) Кирилл Михайлов.
13 октября глава назначенной Россией администрации Херсонской области Владимир Сальдо попросил российские власти помочь «в организации выезда» жителей Херсона в Россию «для отдыха и учебы». «В первую очередь для жителей правобережья. Но одновременно мы предложили всем жителям Херсонской области, если есть такое желание, чтобы обезопасить себя от последствий ракетных ударов, тоже выехать в другие регионы. Вывезти своих детей и самим выехать», — говорится в видеообращении Сальдо.
Это было не первое его упоминание вывоза людей из Херсона: Сальдо уже говорил об отправке детей и их родителей «на отдых» в Крым, Ставропольский, Краснодарский края и Ростовскую область 8 октября, сразу после взрыва на Крымском мосту. Тогда он сказал, что «уже обсудил» вопрос с главами этих регионов и они примут по 10 тысяч человек каждый, чтобы они «могли комфортно отдохнуть». В школах и колледжах Херсонской области объявили каникулы до 21 октября.
Замглавы оккупационной херсонской администрации Кирилл Стремоусов после очередной просьбы о помощи с вывозом людей подчеркнул, что «никакой эвакуации нет и быть не может», а Сальдо, по его словам, говорил лишь о выезде жителей «на временное пребывание и отдых» для «обеспечения маневренности военных при зачистке территорий от ВСУ».
«Мы призываем жителей Херсонской области сохранять спокойствие и не поддаваться паническим настроениям. Никто из Херсонской области выводить войска РФ не собирается», — сказал Стремоусов.
Вице-премьер России Марат Хуснуллин отреагировал на просьбы оккупационной администрации в тот же день и пообещал увезти из Херсона в Россию всех желающих. Хуснуллин сказал, что российским губернаторам поручат посильно поучаствовать в переезде людей на территорию России. Он пообещал переезжающим бесплатное временное жилье, а тем, кто решит остаться в России — и постоянное.
Исследователь Conflict Intelligence Team (CIT) Кирилл Михайлов считает, что объявленная эвакуация из города пока касается в первую очередь сотрудников пророссийской администрации и коллаборантов. «Существует мифология, что их там [украинские власти после освобождения территорий] расстреливают, и есть реальность, что их там сажают за государственную измену. Ни мифологический вариант, ни реальный их не устраивает», — говорит исследователь.
К тому же, по его мнению, пророссийским властям в Херсоне неуютно из-за партизанского сопротивления: «Их и так могут взорвать или подстрелить там. А по мере наступления украинских войск активность этих диверсионных групп будет возрастать, и тогда, конечно, эвакуация может потребоваться всем сотрудникам оккупационной администрации».
По мнению Михайлова, совсем другую тональность эта история обретет, если из Херсона начнут принудительно вывозить людей на территорию России: «Тогда повторятся все эти истории про детей, которых увозят в Россию и отдают там на усыновление — все, дети теряются».
Пока что, судя по публичным заявлениям чиновников, о принудительной эвакуации речи не идет. ТАСС сегодня опубликовал видео, на котором Владимир Сальдо говорит: «Жители Херсонской области по большей части остаются в регионе, несмотря на организацию для них выезда в безопасные регионы из-за ежедневных ракетных ударов со стороны ВСУ».
«Моя давняя точка зрения: здесь военно-стратегические цели принесены в жертву политическим, — считает Кирилл Михайлов. — Херсон нужно было оставлять в апреле. Но тогда они еще хотели наступать на Николаев и Одессу. И с военной точки зрения иметь там такой удерживаемый плацдарм было хорошо и разумно, но потом это удерживание стало занимать слишком много ресурсов: там уже и ВДВ, там и силы Восточного военного округа, сейчас уже мобилизованными приходится затыкать. Это такая губка для ресурсов, которые впитываются-впитываются, а толку нет. Стратегически в июне уже было понятно, что раз наступление в том направлении не получается, надо отступать и перебрасывать силы куда-то еще, на тот же Донбасс».
По мнению исследователя CIT, Владимир Путин сам загнал себя в политическую ловушку, потому что с его точки зрения и с точки зрения его сторонников отступление из Херсона будет означать сдачу «своих» территорий: слишком много раз было повторено, что Херсон — это Россия.
Херсон — единственный областной центр, захваченный российской армией с начала войны. Военные назначили там пророссийскую оккупационную администрацию и держали в городе российскую группировку, которая сейчас отрезана от основных сил российской армии Днепром, мост через который поврежден ударами ВСУ и не годится для переброски военной техники.
6 октября президент Украины Владимир Зеленский записал видеообращение, в котором рассказал, что с начала месяца в Херсонской области украинская армия вернула контроль над территорией более 500 квадратных километров, это, по его словам, десятки населенных пунктов.
На следующий день советник офиса президента Украины Алексей Арестович сказал, что ВСУ уже вплотную подошли к Херсону. «От позиций ВСУ в Посад-Покровском до Херсона около 30 километров, но наши уже дальше, за Посад-Покровским. С этой позиции уже видно дома в Херсоне. Это очень хорошо, потому что все виды артиллерии начнут работать», — сказал он.
Британская разведка 6 октября сообщала, что поврежденная переправа через Днепр «остается одним из немногих доступных путей пополнения сил». «Россия стоит перед дилеммой: отвод боевых сил за Днепр делает оборону остальной части Херсонской области более надежной. Но политическим императивом будет оставаться и защищаться», — говорится в отчете.
Для поддержки войск, находящихся на правобережной части Херсонской области, российское военное командование направило недоукомплектованные подразделения ВДВ, утверждают в британской разведке, а это, по мнению ведомства, свидетельствует о том, что в России сейчас мало дополнительных качественных сил, с помощью которых можно стабилизировать фронт, скорее всего, туда отправят мобилизованных.
В конце сентября газета New York Times со ссылкой на источник писала, что российское командование просило у Путина разрешение на отвод войск с правого берега Херсона после новостей об успешном контрнаступлении ВСУ, но такого разрешения не получило. По сведениям американской разведки, Владимир Путин сказал военному командованию, что он лично будет принимать стратегические решения в рамках войны с Украиной, что вызвало у военных недовольство и скепсис.
«Вообще история учит нас, что такие терки между генералами и диктатором обычно предвещают серьезную катастрофу, — считает исследователь CIT Кирилл Михайлов. — Например, киевская катастрофа 1941 года, когда Сталин запретил сдавать Киев, и там сотни тысяч попали в котел. Или в Сталинграде, когда Гитлер запретил пробиваться оттуда, в итоге была уничтожена 6-я нацистская армия. В принципе сейчас очень похожая ситуация, и стоит, наверное, доверять людям, которые сидят на местах и понимают, насколько у них все хреново».
Исследователь говорит, что все «элитные» военные части российской армии в Херсон были направлены еще в начале лета. Эти части постепенно «истощаются», и им сейчас требуется усиление, которое, похоже, будут обеспечивать за счет мобилизованных: «А что будет, когда мобилизованные закончатся, никого не интересует».
Западные военные считают, что в таких условиях украинская армия может вернуть контроль над Херсоном уже к следующей неделе. Кирилл Михайлов такие прогнозы не разделяет, но допускает, что в течение ближайшей недели ВСУ могут занять все населенные пункты между нынешней линией фронта и Херсоном на одном или нескольких направлениях.
К тому же исследователь предполагает, что скоро начнутся осенние дожди, которые могут подпортить ВСУ тактику летучих отрядов: «Эта тактика, конечно, очень круто работает. В том числе потому, что российская армия имеет очень длинную и медленную цепочку принятия решений и просто не успевает отреагировать вовремя [на перемещения противника]. Пока его обнаружат, пока нацелят на него артиллерию или авиацию, пока дадут команду — его там уже и нет».
Но в таком случае ВСУ могут продолжить наступательные действия зимой, когда дожди закончатся, считает Михайлов, так как зимняя экипировка у украинской армии намного современнее и дороже, чем у российской, благодаря сборам волонтеров и помощи США и Европы. Исследователь предполагает, что российская армия будет намного хуже готова к зиме.
«Это мое любимое: "Вот наступит зима, и русские всем покажут", — отмечает Михайлов. — Во-первых, у меня тут сразу вопрос: а украинцы что, не живут тоже в стране, где периодически наступает зима? Во-вторых, такое у русских было дважды — в 1812 году и 1941-м, и оба раза противник не подготовился, думая, что быстро сейчас разобьет [российскую армию], а потому теплая форма им не нужна. Потом она оказалась нужна, у Наполеона и Гитлера ее не было, а у русских была. И вот сейчас историческая ирония или карма в том, что россияне могут оказаться в положении немцев под Москвой, замотанных в женские платки».
Редактор: Мария Климова