Иллюстрация: Борис Хмельный / Медиазона
Жители Иваново пишут в соцсетях, что скоро их снова будут считать «городом невест»: уже несколько дней полицейские патрули массово вручают повестки. Горожан призывного возраста останавливают на улицах, в госучреждениях, торговых центрах и даже на выходе из «Пятерочки». «Повышенная готовность» — так называют повальную раздачу повесток полицейские — судя по всему, объявлена сразу в нескольких регионах.
«Из окошка женщина высовывается и моему супругу говорит: "Молодой человек, могли бы вы ко мне присесть сюда?" — жительница Иваново Анжелика Романова рассказывает, как 26 октября оформляла квартирную сделку в местном МФЦ, когда вдруг ее супругу попытались вручить повестку. — Муж отвечает, что в сделке не участвует, а пришел со мной в качестве поддержки. Она говорит: "Ну вы присядьте, присядьте". Он присел. Она спрашивает: "А паспорт с собой?". Муж говорит: "Ну конечно". А она ему: "Не хотите ли повестку подписать?"».
По словам Романовой, несмотря на отказ ее супруга принимать повестку, сотрудница центра вежливо продолжила расспросы. Мужчине пришлось ответить ей, что он работает в РЖД начальником поезда и у него бронь от мобилизации.
«Она говорит: "Так, а что же вы отказываетесь принять повестку, если вы говорите, что у вас бронь?" — усмехается Романова. — Он опешил: "Так, а почему я от вас ее должен получать, пускай из военкомата приходят, домой". Нет, мы не ругались, все вежливо было: она пыталась навязать, а муж культурно отказывался. Но что же теперь, пойдешь в магазин — и там повестку могут вручить? Вообще, что ли, мужчинам на улицу теперь не выходить?».
В магазинах Иваново повестки действительно вручают с 25 октября, сообщает местный телеканал «Барс». По его данным, в торговых центрах города мужчин останавливают небольшие группы, состоящие из полицейского и нескольких человек в гражданском. В местных сообществах пишут, что в городе дежурят патрули: повестки, например, вручают гуляющим в парках.
На видео, опубликованном в сообществе «Подслушано Иваново», запечатлен диалог, состоявшийся в дверях «Пятерочки». В описании поста говорится, что магазин находится на улице Маршала Жаворонкова.
— На основании чего [останавливаете]? — спрашивает покупатель.
— Для получения повестки, — объясняет полицейский.
— На основании чего?
— Если вы, как бы, не годны, то… пожалуйста, — полицейский машет в сторону выхода из магазина.
— На основании чего? — повышает голос мужчина. — У меня есть мой военкомат, в котором есть мой военный комиссар.
— Вы не имеете права выдавать повестки, — вмешивается женщина, которая снимает происходящее на телефон.
Сотрудник МВД просит мужчину показать ему место прописки. Покупатель говорит, что у него нет с собой документов.
— Ну пойдемте… — снова показывает на выход полицейский.
— Нет, я с вами никуда не пойду, потому что вы не имеете права.
— Вы не имеете права выдавать повестки, — снова напоминает женщина за кадром.
— Вы здесь не можете выдавать повестки! Она мне придет по адресу, — продолжает покупатель.
— По какому адресу? — уточняет полицейский.
— Блядь, по адресу проживания.
— Ну не ругайтесь матом.
— Извините, случайно вылетело.
Полицейский просит женщину прекратить снимать, но та отказывается. Затем он вновь обращается к мужчине, говоря, что тот «оказывает сопротивление» сотруднику полиции: покупатель вновь не соглашается с ним куда-либо идти.
— Для этого должны быть основания, — говорит он.
Оборачиваясь к худому мужчине в голубой куртке, который стоит неподалеку, полицейский вальяжно говорит:
— Молодой человек, вручите, пожалуйста, повесточку.
Тот подходит, опустив глаза, но сказать ничего не успевает.
— Ваши полномочия предъявите, — нервно говорит ему покупатель «Пятерочки», которому пытаются всучить повестку.
Мужчина с повестками натягивает шапку на глаза, отходит в сторону и начинает что-то искать в сумке.
— Представьтесь и полномочия свои предъявите. Просто так вы не можете выдавать повестки, — не перестает напоминать покупатель.
— Да, да, да, да, да. Пожалуйста, вы можете оспорить в суде. Ради бога, — отвечает сотрудник МВД.
В этот момент мужчина с повесткой, отвернувшись от камеры, натягивает на лицо еще и медицинскую маску. Полицейский тем временем вновь пробует заставить мужчину «проследовать с ним», но тот опять отказывается. Сотрудник хватает его за руку, и оба — женщина за кадром и мужчина — поднимают крик, после чего полицейский отпускает руку и спрашивает, как зовут покупателя.
— Ершов Артем Игоревич, — отвечает тот и показывает сотруднику водительское удостоверение.
Мужчина в маске тем временем протягивает женщине с камерой небольшую полоску бумаги, на которой неразборчиво написаны его фамилия и инициалы, а внизу печатными буквами говорится, что он «является сотрудником аппарата усиления военного комиссариата Иваново». Артем Ершов диктует незнакомцам свой точный адрес, но подписывать повестку отказывается. Свои действия полицейский объясняет «повышенной готовностью в регионе».
— Не до такой степени у вас повышенная готовность — наглеть в «Пятерочке», отводить в машину молодых людей и им повестки вручать, — почти кричит женщина за кадром.
Распоряжение, в соответствии с которым в Иваново с 25 октября дежурят полицейские патрули, опубликовал телеграм-канал SOTA. В нем говорится, что «парные пешие посты» в городе организованы «в целях общественной безопасности и оказания содействия работникам военных комиссариатов».
27 октября губернатор Ивановской области Станислав Воскресенский на встрече с военным комиссаром Максимом Ткачуком назвал «недопустимыми» облавы в городе.
— Это все хорошо, конечно, но ко мне поступают жалобы из ряда муниципалитетов, включая город Иваново, что ведутся какие-то облавы, какие-то недопустимые действия, — говорит Воскресенский на видео. — Я могу сказать вам: это недопустимо. Исходите из того, что сказал министр обороны. Речь идет о «частичной» мобилизации — не более 1% от запаса. Работать надо спокойно, планомерно. Более того, все нарушения надо выявить и всех виновных наказать, кто такое допустил.
— Есть, — отвечает Ткачук сурово.
— Ясно? — переспрашивает его Воскресенский.
— Так точно, — подтверждает военком.
«Люди шли с работы к своим семьям, после трудового дня, работники ОДК-ГТ не являются уклонистами, — говорит на видео телеканала "Рыбинск-40" депутат муниципального совета Рыбинска Светлана Соколова. — Живут со своими семьями, не бегают никуда — и ловить их, как зайцев, у проходных на виду у всего города… Вы знаете, наверное, это ставить под удар репутацию коллектива крупного предприятия города Рыбинска».
По данным телеканала, вечером 26 октября сотрудники военкомата и полиции оцепили проходные предприятия, где вручали повестки выходившим с завода работникам.
«Все вопросы, связанные с сохранением брони, обоснованием сохранения сотрудников на рабочих местах, обсуждаются с представителями власти и военкомата, и в дежурстве полиции и работников военкомата на проходных не было никакой необходимости», — подчеркнула Соколова на собрании муниципального совета 27 октября.
Обеспокоенность выразили даже в госкорпорации «Ростех», которой принадлежит завод «Газовые турбины»: там напомнили, что сотрудники организаций оборонно-промышленного комплекса имеют право на отсрочку. «Рассчитываем, что реализация мобилизационных мероприятий в Рыбинске вернется в конструктивное русло, так как каждый россиянин сейчас защищает нашу родину на разных рубежах», — отметили в компании.
Вот только глава Рыбинска Дмитрий Рудаков с доводами Соколовой и госкорпорации не согласился, назвав облаву у предприятия «вынужденной мерой».
«Ряд предприятий — не буду все озвучивать сейчас — занял позицию, противоположную интересам мобилизации, скажем так, аккуратно, — говорит в сюжете телеканала Рудаков. — Но наиболее жесткую позицию заняло в этом отношении руководство предприятия ОДК "Газовые турбины". Это не мой вывод, это фактически единогласный вывод всех членов комиссии».
По словам Рудакова, «ничего жесткого» в день вручения повесток у проходных не происходило.
«Был автобус, в котором сотрудники военкомата вручали повестки, — считает он. — Абсолютно работники военкомата имеют на это право — вручать повестки. Могут дома вручать… Мы занимаемся этим уже длительный срок, но люди не открывают двери».
Как заключил Рудаков, результаты подомового обхода были «достаточно слабенькие», а план мобилизации по Рыбинску выполнен лишь наполовину, поэтому «доля ответственности за это лежит на предприятиях».
По мнению городских властей, из-за отказа руководителей заводов выдавать своим сотрудникам повестки призывной возраст в Рыбинске «был скорректирован»: теперь мобилизуют мужчин до 45 лет, а не до 35, как сообщалось ранее.
«Позиция некоторых предприятий: "Не дадим, и все", — деловито рассуждает Рудаков. — Вот она приводит к тому, что мы вынуждены призывать сейчас [мужчин] до 45 лет, понимаете?».
Повестки в конце октября раздали и сотрудникам мусоросортировочного комплекса «ЭкоСити» в Орле, сообщает телеканал «Истоки ТВ». В том числе повестки получили 28 граждан Узбекистана, работающих на заводе, добавляет «ОрелTimes».
«Вчера большая часть мужчин нашего предприятия получила повестки в военкомат, — растерянно говорит в сюжете директор завода Юрий Парахин. — И это несмотря на то, что документы на бронь были поданы еще в сентябре месяце».
Губернатор Карелии Артур Парфенчиков еще 4 октября отчитался о завершении мобилизации в регионе, однако повестки жителям республики продолжают приходить. Сам Парфенчиков объясняет это «ротацией» ошибочно мобилизованных.
Тем временем жены уже призванных на военную службу сообщают, что губернатор и отдел по работе с жалобами не отвечают им на заявления: многих в республике мобилизовали с целым списком хронических заболеваний, при этом медкомиссию призывникам не провели до сих пор. Парфенчиков в ответ на жалобы обязал состоящих в запасе проходить проверку у врачей заранее. При этом направление на медкомиссию надо получать в военкомате.
В Ярославской области повестки прямо на дорогах вручают сотрудники ГИБДД, а на заводы региона 27 октября поступили письма с просьбой отправить своих сотрудников в военкоматы, сообщает «Ярославль онлайн». В оперштабе по мобилизации изданию пояснили, что эта рассылка была инициативой главы региона и председателя призывной комиссии Михаила Евраева.
«Получается социальное неравенство: некоторые отправляют добровольцев, оказывают помощь, — рассуждают там. — А кто-то абстрагировался и считает, что мобилизация — это не их вопрос, холодно относится к государственным задачам. А на сегодняшний день это самый важный государственный вопрос».
Редактор: Мария Климова