Россия здесь до ноября. Главное об отступлении из Херсона
Дмитрий Швец
Россия здесь до ноября. Главное об отступлении из Херсона
11 ноября 2022, 17:43

Жители деревни Осокоровка Херсонской области возле дома, пострадавшего во время российских военных атак, 9 ноября 2022 года. Фото: Valentyn Ogirenko / Reuters

Российские власти заранее предупреждали, что скоро им придется принять «непростое решение» и покинуть Херсон — единственный захваченный с февраля областной центр в Украине. 9 ноября министр обороны Сергей Шойгу объявил об отводе войск, а уже 11-го была «завершена переброска» российских подразделений на другой берег Днепра. Пока авторы провластных телеграм-каналов критикуют или оправдывают отступление, в городе на площади выходят люди с украинскими флагами и срывают баннеры «Россия здесь навсегда».

30 сентября, после «референдумов» на захваченных в Украине территориях, президент Владимир Путин подписал указ о присоединении Херсонской области к России. Спустя 20 дней назначенные Россией власти объявили эвакуацию из столицы нового региона, сетуя на наступление украинских военных, а в самой области Путин ввел военное положение. Вскоре из города стали вывозить памятники и музейные экспонаты, а от херсонцев уже потребовали покинуть город, при этом назначенные Россией власти жаловались, что местные жители «фиксируют отказ принимать рубли в расчетах за продукты питания».

Сдача Херсона была ожидаемой даже для российских военкоров, и когда 9 ноября министр обороны Сергей Шойгу под камеры объявил об отводе войск из правобережного Херсона на левый берег Днепра, это решение назвали «мудрым» даже такие апологеты войны, как глава Чечни Рамзан Кадыров и владелец «ЧВК Вагнера» Евгений Пригожин. Однако некоторые сторонники «специальной военной операции» все равно выступили с критикой решения Минобороны, называя отступление позором и предательством.

Хотя в тот же день советник главы офиса президента Украины Михайло Подоляк не подтвердил отвод российских войск из Херсона, уже через сутки украинский президент Владимир Зеленский объявил, что в Херсонской и Николаевской областях освобожден 41 населенный пункт. Через пару часов после публикации его обращения стало известно, что российские войска подвергаются серьезным обстрелам при переправе через Днепр.

Несмотря на то, что аналитики Institute for the Study of War писали о «сравнительно упорядоченном» отводе войск из Херсона, украинский министр обороны Алексей Резников призывал не торопить события: по его оценке, на такой маневр у россиян должна уйти неделя. К тому же из-за регулярных атак по мостам российские военные вынуждены ретироваться с помощью паромных переправ, что существенно замедляет их отход.

Можно предположить, что отступление россиян из Херсона началось до того, как о нем объявил Шойгу: местные жители рассказали «Би-би-си», что с одного из ключевых блокпостов в городе военные ушли еще в 20-х числах октября.

«Я лично сорвал рашистский флаг, который висел на школе в конце нашей улицы, — бодро сообщил изданию 75-летний Георгий из Херсона. — Месяц назад можно было легко уехать в пыточную, а сейчас армейских гораздо меньше — и им не до того».

По заявлению Минобороны России, уже в пять утра 11 ноября была «завершена переброска подразделений российских войск на левый берег реки Днепр». Утверждалось, что на правом берегу не осталось ни одного российского военнослужащего или техники.

«Ночью было очень громко, но увидеть, что там происходит, было невозможно. Утром тоже мы слышали взрывы. Лишь когда рассеялся туман, увидели, что часть [Антоновского] моста обрушилась», — рассказала «Суспильне» местная жительница. Позже видео с места событий опубликовал корреспондент «Комсомольской правды» Александр Коц. Он предположил, что два пролета моста, вероятно, «были подорваны во время вывода российской группировки». Аналитик Conflict Intelligence Team (CIT) Кирилл Михайлов в разговоре с «Медиазоной» предположил, что мост подорвали сами россияне.

Утром 11 ноября телеграм-канал «Треш Ульяновск» опубликовал сообщение, подписанное «женами мобилизованных ребят в/с 29684, полк 1253, 3 мотострелковый батальон, 2 рота».

«Сегодня ночью производился отвод войск с правого берега Днепра на левый в Херсонской области. ВСУ сравняли там все с землей градами и артиллерией, в том числе полностью уничтожен Антоновский мост, и продолжают продвигаться дальше, — говорилось в обращении. — Все наши войска отступают, а нашим был дан приказ оставаться на своих местах. Ребята, большинство из которых даже ни разу не стреляли из автоматов, сейчас оказались на передовой! Взрослые мужчины, которые никогда не просили помощи, тем более у женщин, сейчас обратились к нам, а это значит, что ситуация на грани катастрофы».

«Медиазона» связалась с отправительницей обращения Анастасией. Девушка предупредила, что собирается участвовать в акции у здания Ульяновского высшего военного училища связи. «Девочки сейчас сообщают: по последним новостям, кто может еще как-то дозвониться-дописаться до своих мужчин, [что] конкретно наш взвод сейчас прячется, спецы их бросили, они остались там одни», — сказала она. После этого Анастасия перестала выходить на связь. Похожую информацию опубликовало и главное управление разведки Украины, когда около 16:00 мск официально объявило о возврате контроля над городом.

«Ваши командиры призывают вас переодеваться в гражданскую одежду и пытаться самостоятельно бежать из Херсона. Очевидно, это вам не удастся», — обратились украинские военные к российским и предложили сдаваться в плен.

В Херсоне сейчас есть серьезные проблемы с электричеством и связью, поэтому информация от местных жителей в течение дня поступала редко. «Утром мимо нас не проехало ни одной орковской машины, переправы нет, блокпосты сняли. Дышится совсем иначе, как дома», — рассказал «Суспильне» херсонец Александр.

В чатах, посвященных жизни в оккупированном городе, появляются подобные сообщения: «Словила связь в одном месте. Мы без света, воды и тепла. Очень громко, но город вроде цел». Пользователи публикуют фотографии с площадей, на которые они выходят с украинскими флагами, а также видеозаписи с украинскими военными.

Херсон был главным символическим достижением российского вторжения с 24 февраля, это единственный областной центр, который войскам удалось захватить — об этом городе Путин говорил, что его жители «становятся россиянами навсегда».

New York Times еще в конце сентября писала, что военные пытались уговорить Путина покинуть Херсон и перейти к обороне на левом берегу Днепра, однако российский президент предложения отклонял, поскольку это стало бы слишком серьезным символическим поражением. Многие аналитики при этом сходятся во мнении, что России действительно будет куда проще обороняться на левом берегу Днепра. Высшее военное руководство в Киеве и в Москве соглашается в том, что окончание боев за Херсон позволит обеим сторонам перебросить силы на другие направления.

Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков с утра уже заверил, что в Кремле не считают отход из Херсона унизительным, и добавил, что Россия по-прежнему называет область своим регионом. Он утверждает, что решение об отступлении принимали глава Минобороны Сергей Шойгу и командующий Сергей Суровикин, и предложил обращаться за комментариями в Министерство обороны.

Аналитик CIT Кирилл Михайлов предостерегает жителей от немедленного возвращения в город: он полагает, что оставленный Россией областной центр будет подвергаться серьезным атакам, в том числе на жилые районы.

Пока авторы провластных телеграм-каналов придумывают оправдания тому, зачем нужно было покидать новый «областной центр», в самом городе срывают баннеры с девочкой, триколором и надписью: «Россия здесь навсегда». Одновременно с этим в Симферополе прошли похороны одного из самых заметных оккупационных политиков Херсона Кирилла Стремоусова, занимавшего пост замглавы областной администрации. Стремоусов погиб в день, когда Шойгу объявил о выводе войск из Херсона, по сообщениям властей, в результате ДТП. Соратник политика из оккупационной администрации Сергей Мороз предложил назвать именем Стремоусова улицу — тоже в Херсоне, где только что завершился восьмимесячный период оккупации и пыток.

Редактор: Мария Климова

Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!

Мы работаем благодаря вашей поддержке