Энгельс 5 декабря 2022 года. Фото: Maxar Technologies / Reuters
Аэродром стратегической авиации в Энгельсе Саратовской области атаковали дважды за месяц. Хотя Украина не признает, что стоит за этими атаками, ее официальные лица намекали, что страна причастна к ударам. Взрывы на аэродроме, где базируются ядерные ракетоносцы, повлияли на планы президента России Владимира Путина — как утверждают источники, именно из-за них он отменил большие публичные выступления. «Медиазона» спросила у экспертов, могут ли эти атаки спровоцировать Россию на эскалацию конфликта.
В декабре украинские войска дважды атаковали аэродромы дальней авиации, расположенные в глубоком тылу России. 5 декабря удар нанесли по базам Дягилево в Рязанской области и Энгельс в Саратовской области, 26 декабря — снова по Энгельсу. На атакованных аэродромах базировались бомбардировщики Ту-22М3, Ту-95 и Ту-160, которые входят в состав стратегической авиации, одной из частей ядерной триады России.
5 декабря Минобороны объявило, что аэродромы атаковали реактивные беспилотники советского производства. Их удалось сбить, но была «незначительно повреждена обшивка корпуса двух самолетов». Судя по спутниковым снимкам, речь могла идти о Ту-22М3 в Дягилево и Ту-95 в Энгельсе. Трое военных погибли, еще четверо получили ранения. Минобороны обвинило Украину в теракте.
Официально власти Украины не признавали причастность к атаке, но советник главы офиса президента Украины Михаил Подоляк напомнил, что «земля круглая» и «если очень часто запускать что-то в воздушное пространство других стран, рано или поздно неизвестные летательные объекты вернутся к месту вылета».
«Медуза» писала, что украинская армия могла использовать глубоко модернизированный беспилотник Ту-141 «Стриж». Издание назвало эту атаку «переломным моментом для нынешнего этапа войны»: «Даже если украинские удары и не нанесут России серьезного военного ущерба, они заставят ВС РФ тратить ресурсы на их отражение: российской армии придется прикрывать с помощью ПВО не только линию фронта и границы с Украиной, но и глубокий тыл».
После атаки на взлетной полосе аэродрома в Энгельсе появилась надпись «Смерть нацистам», обратил внимание проект The War Zone, проанализировавший спутниковые снимки. Кроме того, часть самолетов пропала с аэродрома: «Осталось всего 10 самолетов Ту-95 "Медведь" и 4 самолета Ту-160 "Блэкджек", что почти вдвое сократило присутствие бомбардировщиков на авиабазе до атаки». Оставшиеся самолеты поставили подальше друг от друга и установили между ними защитные барьеры.
Some interesting developments at the recently attacked Engels Air Base deep inside Russia including the staff there spelling out "Death To The Nazis" with equipment just for satellite images to pick up. Full Downlink here: pic.twitter.com/iNb9FySFxG
— The War Zone (@thewarzonewire) December 13, 2022
26 декабря, в День войсковой ПВО, базу в Энгельсе вновь атаковали. Минобороны сообщило, что украинский беспилотник сбили «на малой высоте при подлете» к аэродрому, но обломки аппарата убили троих военных. Самолеты повреждений не получили, уточнили в ведомстве.
«Повторение подобных происшествий является дополнительным аргументом в пользу того, что у России недостаточно комплексов ПВО, поэтому защитить стратегически важные объекты можно, только переместив системы ПВО с линии фронта, — отмечал Conflict Intelligence Team (CIT). — Также можно защитить стратегические бомбардировщики, перевезя их еще дальше от границы с Украиной».
После первой атаки российские пропагандисты подчеркивали, что удар был нанесен по одному из компонентов ядерной триады, некоторые даже предлагали «ответить ядерным ударом», ссылаясь на военную доктрину России. Спустя две недели о ядерной триаде заговорил и президент Владимир Путин, при этом он не упомянул декабрьскую атаку на аэродромы. «Продолжим совершенствовать боеготовность ядерной триады как главной гарантии сохранения суверенитета и территориальной целостности страны, а также баланса сил в мире в целом», — заметил он на расширенном заседании коллегии Минобороны.
Журналист Петр Козлов со ссылкой на источники 13 декабря писал, что на самом деле «в Кремле были в шоке» из-за недавних ударов по аэродромам дальней авиации. Эти атаки стали одним из важных аргументов для отмены итоговой пресс-конференции Путина: «Вопрос диверсий подробно обсуждали на совещаниях с силовиками. Они клянутся, что подобного больше не произойдет. Но дать стопроцентную гарантию, что что-то подобное не произойдет перед пресс-конференцией, никто не может».
Опрошенные «Медиазоной» эксперты полагают, что, несмотря на заявления пропагандистов, российские власти не пойдут на эскалацию из-за ударов по аэродромам в тылу.
«Можно с большой уверенностью сказать, что нет, эти удары не будут использованы как повод для применения ядерного оружия, — говорит эксперт по ядерной безопасности Института исследований ООН в области разоружения Павел Подвиг. — Причин для этого много. Даже формально основы государственной политики говорят о "критически важных объектах", поражение которых может лишить ядерные силы возможности ответных действий. База тяжелых бомбардировщиков таким объектом не является, и даже в случае ее полного уничтожения российские стратегические силы сохранят возможность ведения ответных действий — за счет наличия межконтинентальных баллистических ракет и ракет морского базирования. В основах государственной политики речь идет прежде всего о системе управления ядерными силами, которую вывести из строя довольно сложно».
Такого же мнения придерживается и эксперт в области международных отношений и глобальной безопасности Павел Лузин: «Никакого срыва ответных действий ядерных сил тут быть не может. Главные российские ядерные силы — это РВСН и атомные подлодки, а бомбардировщики являются в этом смысле глубокой архаикой».
Кроме того, отмечает Подвиг, «применение ядерного оружия не сможет решить каких-либо военных задач в этом конфликте», при этом вызовет «практически единогласное осуждение со стороны всех стран, уже высказавшихся о недопустимости ядерных угроз». Он полагает, что ответ России на эти атаки будет скорее заключаться в попытках укрепить систему противовоздушной обороны.
«Слова о недопустимости применения ядерного оружия или угроз такого применения были включены в декларацию недавней встречи лидеров стран двадцатки (G20). В этой ситуации очень сложно представить, что российское руководство сможет всерьез рассматривать возможность применения ядерного оружия в ходе военных действий в Украине», — напоминает Подвиг.
Редактор: Дмитрий Трещанин