Разрушенные здания в Соледаре, 20 ноября 2022 года. Фото: Diego Herrera Carcedo / Anadolu Agency / AFP / East News
Российские силы прорвали оборону Соледара, небольшого города в Донецкой области, взяли под контроль значительную его часть и уже ведут бои в его центре. «Медиазона» коротко рассказывает, чем важен Соледар для России и как боевики «ЧВК Вагнера» не считаются с потерями, чтобы захватить его.
Соледар — небольшой город в Донецкой области, до войны там жили около 10 тысяч человек. Он известен своими соляными шахтами: первые рудники тут появились еще в конце XIX века, при Советском Союзе добыча соли велась уже в промышленных масштабах, и сейчас окрестности изрыты подземными тоннелями (до вторжения некоторые из них постоянно привлекали туристов).
Это важный транспортный узел в Донбассе, прикрывающий путь наступления российских сил на подконтрольные Украине города области: Краматорск, Славянск, Северск и Торецк. Для российских войск населенный пункт важен в контексте длящейся уже несколько месяцев битвы за Бахмут, этот районный центр расположен в 15 километрах от Соледара. Как отмечает американский Институт изучения войны (ISW), захват Соледара, вероятно, позволит россиянам нарушить снабжение группировки ВСУ в Бахмуте. Потеря контроля над Бахмутом, в свою очередь, усложнила бы поддержку передовых позиций Украины на северо-востоке Донецкой области.
Наступление на Бахмут и окрестности идет с огромными потерями, с российской стороны их несут в первую очередь боевики из «ЧВК Вагнера». Власти США связывают такое ожесточенное стремление захватить Соледар и Бахмут с «одержимостью» Евгения Пригожина, который хочет взять под свой контроль соляные и гипсовые месторождения в Донецкой области.
Как и в случае с Бахмутом, костяк задействованных в штурме Соледара сил составляют боевики «ЧВК Вагнера». О первых обстрелах города российскими войсками стало известно в середине мая, но масштабное наступление на город началось в августе.
Глава аналитического центра Rochan Consulting Конрад Музыка объясняет успех российских сил на этом направлении «бесчисленными штурмовыми атаками, при которых не считаются с потерями». В отчете Rochan Consulting за прошлую неделю отмечается, что присутствие российских сил в Соледаре и Бахмуте в основном ограничено пехотой, которую поддерживает артиллерия, но в атаках почти не задействуют бронетехнику.
В то же время New York Times со ссылкой на источник в украинской армии пишет, что из-за тяжелых потерь в «ЧВК Вагнера» российское командование все же стало отправлять на штурм Соледара части регулярной армии. Этот же источник отмечает, что наемники сражаются «безрассудно», атакуя в лоб, в отличие от кадровых военных, маневрирующих на поле боя.
Об участии российских десантников в штурме Соледара днем 11 января сообщили в Министерстве обороны РФ.
В ночь с 6 на 7 января, во время объявленного Владимиром Путиным «рождественского перемирия», наемники из «ЧВК Вагнера» и российские военные, видимо, прорвали оборону украинской армии вокруг Соледара. О «мощном штурме» позиций ВСУ в городе вечером 9 января рассказала замминистра обороны Украины Анна Маляр.
По ее словам, после неудачной попытки захватить Соледар и последующего отступления российские силы перегруппировались, восстановили потери и перебросили в район города дополнительные штурмовые отряды. Маляр говорит, что российские военные «наступают буквально по трупам своих же солдат, массированно применяют артиллерию, системы залпового огня и минометы, накрывая огнем даже собственных бойцов».
В отчете за 9 января аналитики ISW, ссылаясь на сообщения российских «военкоров» и блогеров, писали уже о боях у здания администрации в центре Соледара. О перестрелках в центральной части города сообщают и пророссийские военные телеграм-каналы. В то же время британская разведка добавляет, что бои шли в том числе за входы в заброшенные тоннели соляных шахт. По ее данным, обе стороны могут использовать шахты для проникновения в тыл противника.
Некоторые из шахт находятся на глубине до 300 метров, высота других достигает 30 метров, их общая протяженность — около 200 километров. Несколько лет назад сообщалось, что в шахтах под Соледаром и Артемовском могут находиться склады с оружием и боеприпасами времен Второй мировой войны, в том числе автоматы Томпсона, маузеры, тысячи винтовок Мосина и пулеметы «Максим».
Комментируя ситуацию в Соледаре, президент Украины Владимир Зеленский сказал, что в городе «все разрушено, жизни почти не осталось». По словам Зеленского, «вся земля под Соледаром в трупах оккупантов и в шрамах от ударов».
Министерство обороны Великобритании предполагает, что бойцы «ЧВК Вагнера» уже взяли под контроль большую часть Соледара. В ведомстве добавляют, что именно Бахмут остается главной оперативной целью российских войск, но взять город в ближайшее время им вряд ли удастся.
Главред украинского издания «Цензор.нет» Юрий Бутусов, в последние дни находящийся в Соледаре, еще вечером 9 января сообщал, что российские силы вышли на позицию, с которой могут вести огонь по основной линии снабжения ВСУ в Соледаре — и что в городе сложилась критическая для обороны ситуация. «Это не полное окружение, но нормальное снабжение по трассе невозможно, это критично для обороны. Но возможности для исправления ситуации есть», — отмечал тогда Бутусов.
Представитель Восточной группировки украинской армии Сергей Череватый назвал ситуацию в Соледаре «самой сложной на восточном фронте». По его словам, город за последние сутки обстреляли 86 раз, кроме того, говорит Череватый, в Соледар стянули лучшие подразделения «ЧВК Вагнера». «Именно защитники Соледара сейчас делают все возможное, чтобы истощить врага, максимально снизить его наступательный потенциал, чтобы даже какие-то тактические небольшие успехи вели к большой пирровой победе», — сказал Череватый.
Пророссийские военные телеграм-каналы утверждают, что к вечеру 10 января штурмовые отряды «ЧВК Вагнера» уже закрепились в центре города, «замкнули котел» в районе одного из соляных рудников и приступили к зачистке города.
Поздно вечером 10 января Евгений Пригожин сообщил о взятии под контроль всей территории Соледара и опубликовал фото, где он в окружении бойцов «ЧВК Вагнера» стоит, как утверждается, в одной из соляных шахт Соледара. «В центре города образован котел, в котором ведутся городские бои. Количество пленных будет сообщено завтра», — цитирует Пригожина его пресс-служба.
В сводке Генштаба ВСУ по состоянию на шесть часов утра 11 января ничего об уходе украинских войск из города не говорится. Соледар в отчете упомянут лишь однажды в контексте обстрелов. Аналитики американского Института изучения войны (ISW) в своем последнем отчете указывают, что за Соледар по-прежнему идут бои.
Телеканал CNN приводит слова украинского солдата из 46-й десантно-штурмовой бригады, воюющего в Соледаре. По словам военного, ситуация в городе «критическая», а число погибших так велико, что их уже никто не считает. Военный сказал журналистам, что до сих пор неясно, какую именно часть Соледара удерживают российские силы, а какую — украинские. ВСУ, говорит он, потеряли много живой силы, после этого подразделения обновили наполовину. Но бои так интенсивны, что у военнослужащих даже нет времени запоминать позывные друг друга.
Собеседник телеканала уверен, что украинское командование в итоге оставит Соледар, но не понимает, почему это до сих пор не было сделано: «Я просто хочу понять, в чем смысл [боев за каждый дом]. Зачем умирать, если мы все равно собираемся покинуть его сегодня или завтра?».
По словам представителя Восточной группировки ВСУ Сергея Череватого, утверждения российской стороны о захвате Соледара не соответствуют действительности.
Минобороны РФ также не подтверждает переход Соледара под контроль российских войск. В ведомстве утверждают, что город с севера и юга блокировали подразделения ВДВ, а воздушно-космические силы России «наносят удары по опорным пунктам противника», также сообщается, что в самом городе бои ведут штурмовые отряды регулярной армии. При этом еще вчера вечером Евгений Пригожин утверждал, что город атакуют только наемники «ЧВК Вагнера».
Как считают в Conflict Intelligence Team, хотя ситуация в Бахмуте и Соледаре на сегодня чем-то напоминает ситуацию в Северодонецке и Лисичанске (российские войска захватили их летом), последствия отвода войск из Соледара могут быть куда более значительными. «Среди прочего, это откроет дорогу на Славянск и поставит под угрозу сам Бахмут. Однако командование ВСУ вполне может иметь веские причины для принятия такого решения», — отмечают аналитики CIT.
В ISW при этом подчеркивают, что взятие Соледара не обязательно приведет к немедленному окружению Бахмута и даже не гарантирует полного контроля над ключевыми украинскими линиями снабжения, ведущими в Бахмут.
Редактор: Егор Сковорода