Прерывание права на тело. Власти в России последовательно затрудняют доступ к абортам, но пока пытаются обойтись без прямого запрета
Дмитрий Швец
Прерывание права на тело. Власти в России последовательно затрудняют доступ к абортам, но пока пытаются обойтись без прямого запрета
10 ноября 2023, 17:37

Фото: Ton Koene / VWPics / AP

На этой неделе частные клиники двух регионов отказались от проведения абортов — теперь женщинам из Курской области и аннексированного Крыма придется обращаться в государственные учреждения. Там их ждет дотошное «анкетирование», во время которого гинеколог обязан убеждать женщину, что рождение и воспитание ребенка не принесет никаких трудностей. Еще раньше так поступили Мордовия и Татарстан, вскоре их примеру последуют и другие регионы. Все это лишь часть новых препон, которые власти теперь ставят желающим прервать беременность — медицинские препараты ограничивают, а кое-где уже планируют штрафовать за «склонение» к абортам.


Частные клиники в регионах вынуждают отказываться от абортов

Сегодня замгубернатора Курской области Андрей Белостоцкий объявил, что четыре из пяти частных клиник региона с лицензией на проведение абортов решили отказаться от этой услуги. По его словам, скоро такое же решение примет и пятая.

Он назвал этот отказ «знаковым» и напомнил, что днем раньше в Крыму частные клиники тоже отказались от абортов. Главврач курской клиники «Атлант» Владимир Павловский уверяет, что решение было принято «самостоятельно», а крымский министр здравоохранения Константин Скорупский — что клиникам «было предложено внести свой вклад в улучшение демографической ситуации, отказавшись от проведения абортов».

«Каждый сохраненный ребенок — это достояние государства», — полагает Павловский.

Это только начало: вице-спикер Госдумы Анна Кузнецова еще летом говорила, что работа по запрету абортов в частных клиниках ведется в 10 регионах. До этого она вообще предлагала губернаторам не выдавать лицензии на прерывание беременности.

Правда, у такой радикальной меры появился противник: заместитель председателя комитета Госдумы по охране здоровья Алексей Куринный считает, что вместо полного запрета нужен «жесткий процесс лицензирования частных медицинских заведений».

Уже сейчас запрет абортов в частных клиниках планируется в Калининградской области, а в Татарстане, как писала Кузнецова, от их проведения отказалась треть таких медучреждений. В Мордовии, уверяет депутатка, частные клиники республики еще летом «добровольно» отказались от проведения абортов

Другие регионы вводят штрафы за «склонение» к абортам

В Мордовии же впервые в стране ввели штрафы за «склонение» к абортам. Вскоре такое же наказание появилось и в Тверской области.

Под склонением в законе понимается «совершение действий, выдвижение требований с целью понуждения беременной женщины к искусственному прерыванию беременности путем уговоров, предложений, подкупа, обмана». Штрафы для физлиц будут варьироваться от 3 до 5 тысяч рублей.

Скорее всего, такой же запрет появится в Тамбовской области — там губернатор внес в региональный парламент соответствующий законопроект.

Но, кажется, хуже всего ситуация с прерыванием беременности в Белгородской области: еще в 2018 году «Би-би-си» писала, что там перед любым абортом нужно пройти комиссию, в том числе — поговорить с православным священником.

Продажу препаратов для прерывания беременности еще сильнее ограничивают

Даже если клиники какого-нибудь региона не пойдут на запреты, прерывание беременности все равно может стать более затруднительным: еще в октябре Минздрав приказал усилить контроль за препаратами «Мизопростол» и «Мифепристон», которые используются в стационарах для искусственного прерывания беременности.

Как объяснила главный внештатный специалист по репродуктивному здоровью женщин Минздрава России Наталия Долгушина, это значит, что препараты будут изъяты из свободной продажи.

Женщин будут отговаривать, обещая медали и бесплатное обучение

Те или иные меры, связанные с ограничением права женщин на аборты, вероятно, скоро появятся по всей России: Белостоцкий говорил, что все регионы приняли программы по демографической политике. «Ведомости» в конце августа пересказывали, какие предложения по повышению рождаемости поступили из 16 регионов: «консультации и анкетирование» женщин, решивших сделать аборт, субсидии и социальные льготы. Например, в Курганской области студенток, родивших ребенка, обещают перевести на бесплатное отделение, но — только если будет свободное место.

Представление о том, что это за «консультации и анкетирование», можно получить из заметки «Фонтанки», в которой пересказывалась методичка, по которой гинекологи должны разговаривать с женщинами, желающими сделать аборт — пока что это проходит в рамках проекта «Репродуктивное здоровье» как минимум в восьми регионах в государственных клиниках, куда женщины будут вынуждены идти, если частные компании останутся без лицензий.

В методичке есть три блока со сценариями разговоров: для несовершеннолетних беременных, от 18 до 35 и после 35 лет. До несовершеннолетних предлагается донести следующее: «Беременность — это прекрасное и естественное состояние для каждой женщины. И испытывать сомнение, страх, волнение — это нормально. Расскажите, почему вы боитесь и сомневаетесь? Я постараюсь вам помочь». Врачи должны будут убедить потенциальную мать, что наличие ребенка не отпугнет от нее мужчину и не помешает строить карьеру.

Женщинам старше 18 лет, среди прочего, сообщают, что откладывание беременности на потом может привести к трудностям с зачатием в будущем. Два других тезиса: «Если отец вашего ребенка сейчас не поддерживает вас, то это может измениться в скором времени» и «По статистике, пары, у которых есть дети, разводятся намного реже, чем пары, у кого нет детей».

Кроме того, беременных пытаются прельстить медалью «Родительская слава» за рождение четырех детей и орденом — за рождение семерых. Как отмечается, если женщина настаивает на прерывании беременности, врач предлагает ей подумать и направляет на консультацию к психологу.

От совсем уж одиозных мер власти пока открещиваются: спикер Госдумы Вячеслав Володин призвал депутатов не выдвигать неприемлемые инициативы после того, как единорос Бийсултан Хамзаев предложил платить за отказ от аборта.

Наконец, власти пытаются бороться с абортами идеологически: в пособии по новому предмету «Основы российской государственности» концепция жизни без детей чайлдфри названа «культом смерти», идею «пожить для себя» вместо рождения детей регулярно критикует президент Владимир Путин.

Редактор: Егор Сковорода

Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!

Мы работаем благодаря вашей поддержке