«Садом», «Гомора» и «современная Украина». Как студентов‑психологов будут учить «основам духовной безопасности» и сопротивлению Западу
Дмитрий Швец
«Садом», «Гомора» и «современная Украина». Как студентов‑психологов будут учить «основам духовной безопасности» и сопротивлению Западу
27 февраля 2024, 20:16

Инок Киприан во время заседания фонда «Защитники Отечества». Фото: Станислав Красильников / ТАСС

Провозглашенный российскими властями курс на традиционные ценности проявляется самым разным образом. Сегодня была опубликована учебная программа «Духовная безопасность личности и традиционные российские духовно-нравственные ценности в работе психолога», которую будут внедрять в российских вузах. Как утверждается, курс разработали, чтобы участники войны в Украине или их родные не столкнулись с психологом, который не разделяет определенные властями приоритеты или увлекается астрологией. «Медиазона» кратко рассказывает о новой учебной дисциплине, в которой среди прочего говорится о развращающем влиянии недружественных стран, пребывающих в моральном упадке.

Новая дисциплина

В январе прошлого года депутаты попросили вице-премьера Татьяну Голикову, курирующую в правительстве социальную сферу, создать центры психологической помощи участникам войны в Украине и их родственникам.

Пару месяцев спустя, в апреле, был создан фонд «Защитники Отечества», который должен заниматься персональным сопровождением военных и их семей, в том числе оказывать им психологическую помощь. На правительственном совещании в сентябре обсуждалось, что работающих в центре помощи психологов не хватает, поэтому к работе нужно привлекать и сторонних специалистов.

Помимо этого, участники совещания решили, что не все психологи могут работать с участниками войны в Украине и их родными: во-первых, многие из них позиционируют себя как специалистов по таро или астрологии, а во-вторых, до 40% выпускников вузов «придерживаются ценностей, противоположных традиционным российским духовно-нравственным семейным ценностям». Об этом стало известно из аннотации к учебной программе «Духовная безопасность личности и традиционные российские духовно-нравственные ценности в работе психолога», которая была разработана по поручению Голиковой.

Сегодня программу опубликовали на портале федеральных государственных образовательных стандартов. Внимание на документ обратила читательница издания Doxa.

Минобрнауки отмечает, что новый предмет разработан для студентов по специальностям «психология» (бакалавры и магистры), «клиническая психология» и «психология служебной деятельности» (специалитет).

Один из двух авторов программы — инок Киприан (по паспорту Валерий Бурков), бывший военный летчик, ветеран войны в Афганистане и исполнитель песен об этой войне, герой СССР, магистр психологии, насельник Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря, президент Научно-практического института религиозно-ориентированной психологии и психотерапии, участник нескольких фондов и советов. В ответ на просьбу о комментарии Бурков поинтересовался у корреспондента «Медиазоны» об отношении к мобилизации и «специальной военной операции». Узнав, что отношение резко отрицательное, инок беседовать отказался.

Его соавторка — Анна Гладкова, замглавы фонда «Герои Отечества» и руководитель психологической службы Центра душепопечения и медикопсихологической реабилитации в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Сам документ подписан Алексеем Левченко — в нем он указан как исполняющий обязанности директора департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки, но на сайте ведомства числится его заместителем.

В качестве контактного лица указана Виктория Канышкина, начальница отдела этого департамента. Она сказала «Медиазоне», что эта методичка уже направлена в учебные заведения. На вопрос, будет ли она обязательной для вузов, чиновница ответила: «Безусловно, вузы принимают во внимание все наши методрекомендации и их учитывают при актуализации образовательных программ». На просьбу уточнить, за счет каких предметов студентам будут вводить новую дисциплину, Канышкина предложила направить официальный письменный запрос.

Ментальные войны

В начале документа авторы пересказывают уже знакомые в российских учебных заведениях тезисы о важности традиционных ценностей, упоминают понятия вроде «духовной безопасности личности» и отмечают, что психологам важно знать о «ментальных войнах, которые ведутся против каждого гражданина Российской Федерации».

Подчеркивается, что программа новой дисциплины предполагает не «обучение религии», но изучение традиционных взглядов, характерных для «государствообразующих религий». По плану, на этот учебный модуль у студентов-психологов должно уйти 72 часа, из них 48 — это лекции и практические занятия, а еще 24 часа предназначены для самостоятельной работы.

Среди задач перечислены формирование знания об «основах духовной безопасности», в том числе об угрозах оккультных техник, развитие «внутренней потребности обучающихся в здоровом образе жизни, в создании семьи и укреплении личной жизнестойкости» или «понимание обучающимися опасности современных угроз сохранению в российском обществе традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

Стенд фонда «Защитники Отечества» в Музее Победы на Поклонной горе. Фото: Михаил Терещенко / ТАСС

У программы два раздела. Первый называется «Духовная безопасность психолога и клиента (пациента) при их взаимодействии» и состоит из девяти тем. К примеру, одна из тем в нем называется «Антропология человека. Две природы человека. Материалистический и религиозный взгляд», а в ее содержании упоминаются такие подразделы: «Духовная и материальная природа человека: душа и тело, их взаимосвязь, иерархия в устроении человека»; «Учение о душе в исторической перспективе»; «Подмена учения о душе учением о психике»; «Понятие психики, место ее нахождения в человеке, место нахождения души».

Отдельно студентам предстоит изучить тему под названием «Духовные угрозы для здоровья человека». В ней авторы предлагают обсудить «духовные, ментальные войны, которые ведутся недружественными странами» с помощью «пропаганды чуждых духовных ценностей». «Пример этому Украина», — отмечают составители программы. Помимо этого, учащимся должны рассказать об экстрасенсах, гадалках, разных манипулятивных или оккультных техниках и состоянии транса.

В содержании других тем раздела перечислены «духовность и психические расстройства», «способы защиты от деструктивных духовных, психологических и информационных воздействий» или исторические примеры того, как падение духовности в обществе приводит к деградации.

Второй раздел назван «Традиционные российские духовно-нравственные ценности как фундамент в работе психолога с клиентами (пациентами)», он состоит из 14 тем. Преподаватели расскажут студентам, как князь Владимир стал примером «преображения безнравственного человека в высоконравственного в результате принятия христианских духовных ценностей».

При изучении этого раздела студентам должны показать отрицательные примеры народов, отступивших от традиционных ценностей: «всемирный потоп, Садом и Гомора, современная Украина» — или рассказать о деградации на Западе. Разработчики программы надеются, что благодаря этому студенты поймут «современную ситуацию в мире и попытку подмены традиционных российских ценностей на нетрадиционные западные».

Девятая тема посвящена существующим угрозам: она о сектантстве, «деструктивных культурах» и о том, как государство с ними борется. Задумано, что выпускники должны будут уметь «обосновывать существование вышеперечисленных терминов как угрозу государству и личности».

Еще одна тема посвящена браку, другая — непосредственно войне, она должна раскрыть понятия пацифизма, патриотизма или военного подвига. Студентам нужно будет «уметь рассматривать нарушения здоровья участников боевых действий с точки зрения нравственного или безнравственного поведения на войне».

Затем в программе приводятся примеры контрольных вопросов:

  • Почему государство уделяет большое значение сохранению традиционных российских духовно-нравственных ценностей?
  • Что такое нравственный закон и как он влияет на формирование личности человека?
  • Как психолог может влиять на сохранение традиционных семейных ценностей?

Студентам предлагается разобрать несколько гипотетических ситуаций, одна из них описана так: «Молодая пара нетрадиционной ориентации обратились к пекарю-христианину для заказа свадебного торта на их свадьбу и попросили украсить торт посланием, поддерживающим гей-культуру, пекарь отказался выполнять этот заказ». Ученики должны поразмышлять, правильно ли поступил пекарь и как он вообще должен был себя повести.

Другой пример касается войны, ставшей непосредственным поводом для создания всей программы: «На приеме у психолога женщина. Она получила известие о гибели сына на СВО. Сын погиб в результате попадания снаряда, от тела практически ничего не осталось, но гибель подтверждена свидетелями. Мать не верит, что сын погиб, не собирается хоронить "останки чужого человека" и хочет поехать разыскивать сына».

Редактор: Мария Климова

Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!

Мы работаем благодаря вашей поддержке