«Вспомнил все свои унижения». 14‑летний подросток из Сызрани провел сутки в отделе ФСБ и признался, что хотел поджечь школу
Алла Константинова
«Вспомнил все свои унижения». 14‑летний подросток из Сызрани провел сутки в отделе ФСБ и признался, что хотел поджечь школу
7 марта 2024, 17:11

Иллюстрация: Соня Владимирова / Медиазона

В начале ноября прошлого года в Самарской области по обвинению в попытке поджога школы задержали восьмиклассника. После суток в отделе ФСБ подросток признался в том, что хотел отомстить одноклассникам и учительнице, которые издевались над ним. По словам адвоката, он сделал это под давлением, а руководство школы вовсе отрицает конфликты между учениками. Свои 15 лет восьмиклассник встретил в СИЗО, куда его поместили по обвинению в приготовлении теракта. «Медиазона» выяснила подробности этой истории.

«Русским языком владею, в переводчике не нуждаюсь. С. Ш.», — так, заглавными буквами с легким наклоном, будто в школьной прописи, 14-летний Степа Шалютин 2 ноября прошлого года подписал протокол своего опроса в здании управления ФСБ Самарской области. Худого рыжеволосого восьмиклассника доставили туда накануне поздно вечером, все три часа в пути мальчика сопровождали эфэсбэшники и омоновцы, всего около 15 человек. Людмила Шалютина, мама Степы, рассказывает, что ехать вместе с сыном ей тогда запретили.

Вечером 1 ноября, когда уже стемнело, несколько мужчин подошли к воротам их дома в селе Заборовка в 20 километрах от Сызрани. Во дворе работал муж Людмилы Станислав, незнакомцы окликнули его, попросив дать автомобильный насос для пробитого колеса. Тот ответил, что насоса нет.

«А они ему: "Открывай, или окна будем бить"», — вспоминает те события Людмила. Она рассказывает, что плохо чувствовала себя тем вечером, простудилась — выпила таблетку и прилегла. Степа был в своей комнате.

«Они с автоматами забежали в дом, я ничего не поняла, всю затрясло, — рассказывает она. — Вскочила, накинула халат, а они сразу к ребенку в спальню забежали, отобрали телефон и показали мне постановление суда об обыске».

Что именно было написано в той бумаге, Людмила не помнит, говорит, что увидела лишь слово «Колумбайн», о значении которого раньше не знала.

«Я в первый раз такое слово-то услышала! — возмущается она. — Якобы Степа состоит в колумбайне каком-то… или подписан на что-то… что-то такое. Две недели назад вообще узнала, что за колумбайн такой».

Пока силовики обыскивали дом, Людмила пыталась зайти к сыну, но один из омоновцев загородил ей путь. Разговаривать с мальчиком ей запрещали и несколько раз выталкивали из комнаты. «Один прям толкает меня в плечо, оно у меня до сих пор болит, — злится она. — Я хоть и сама крупная, но они здоровые, под два метра… понимаете, че?».

Борясь с омоновцами, Людмила слышала, что эфэсбэшники спрашивают Степу о какой-то взорвавшейся трубе в Самарской области.

«Они ему: "Ты, может, к этому отношение какое-то имеешь?". Я говорю: "Вы что несете, он у нас из дома не выходит!". Я даже не слышала, где этот взрыв был! Степа тоже ответил, что ничего не знает. Спокойно он себя вел. Он у нас вообще спокойный ребенок».

Обыск продолжался полтора часа. Затем Степу погрузили в машину, потребовав у матери его документы. Ранним утром следующего дня Людмила уже стояла у здания управления ФСБ в Самаре. К тому моменту она нашла адвоката, но их обоих в здание не пустили. До позднего вечера мать с адвокатом простояли на улице, пока женщине не позвонил задержавший Степу опер ФСБ Вадим Николаев.

«Спрашивает: "Сможете сейчас в Сызрань поехать?"» — вспоминает она.

Сызранcкий районный суд в тот вечер арестовал Степана по обвинению в приготовлении теракта в местной школе № 30.

7 ноября об аресте подростка отчитался региональный СК, в тот же день депутат Госдумы Александр Хинштейн опубликовал у себя в телеграм-канале фото нескольких коктейлей Молотова и банок с содержимым для их приготовления, все они сфотографированы сверху разложенными на диване.

«На допросе он признался, что является сторонником "Колумбайна" и собирался свести счеты с одноклассниками и учителями», — подписал снимок Хинштейн.

Через неделю Степе исполнилось 15 лет, день рождения мальчик провел в СИЗО-2 Сызрани.

«Покалечить обидчиков или убить». В чем признался мальчик после суток в отделе ФСБ

«В шестом классе у меня не заладились отношения с одноклассниками после прихода нового ученика Данилы Попова, — говорится в опросе ФСБ от имени Степы. — Большая часть одноклассников сплотилась вокруг него. Он начал подшучивать надо мной. Я пытался с ним поговорить, но он снова меня оскорблял, разговоры ни к чему не приводили. Позже он начал меня оскорблять, применять [нрзб] и толкать. Позже к нему подключились и другие одноклассники».

Иллюстрация: Соня Владимирова / Медиазона

В тексте документа говорится, что одноклассники издевались над Степой «примерно полтора года», а затем переключились на другого мальчика. В августе 2023 года Степан «вспомнил про свои унижения» и ему «стало обидно», после чего у него «возникла мысль отомстить путем поджога класса». Через неделю ему «попалось» видео на ютубе, авторы которого ссылались на телеграм-канал Trrst rwd, пользователи которого обсуждали пиротехнику и публиковали инструкции по приготовлению взрывчатых веществ.

«Я поздоровался в этом чате и попросил рассказать, как делать самодельные взрывпакеты и петарды, — говорится в тексте опроса. — Незнакомые мне участники чата стали присылать мне инструкции по сборке пиротехнических устройств. Также некоторые из них присылали информацию по сборке самодельных взрывных устройств. Один из участников чата прислал в чат книгу "Русский терроризм" в которой было написано про способы изготовления СВУ (самодельных взрывных устройств)».

В конце сентября Степе в телеграме написал пользователь с ником John Doe/rwd и рассказал, что «его также унижали и оскорбляли в школе». Он сообщил мальчику, что живет в Перми и намеревается напасть на свою школу, узнав у Степы, не хочет ли тот сделать то же самое. «Он спросил, хочу ли я напасть на свою школу в один день с ним, — говорится в опросе. — Я согласился на его предложение. С начала октября мы с ним стали общаться на темы колумбайна, изготовления самодельных зажигательных устройств, а также обсуждали планы нападения».

По данным ФСБ, Шалютин планировал напасть на школу в середине ноября, после осенних каникул. «Я планировал опоздать на урок, дождаться, когда все одноклассники будут в классе, после чего я хотел войти, бросить "коктейли Молотова" в стену в классе, закрыть дверь и забаррикадировать ее партами, после чего достать металлическую дубинку и нож. "Коктейлями Молотова" я хотел устроить панику и в это время покалечить своих обидчиков или убить».

Из текста опроса следует, что в октябре прошлого года мальчик испытал два коктейля Молотова в заброшенном здании на окраине своего села. Весь процесс он снял на видео, отправив его своему новому знакомому John Doe/rwd — тот опубликовал его на ютуб-канале Trrist rwd. При этом эфэсбэшники не уточняют, был ли John Doe/rwd администратором телеграм-канала с аналогичным названием, на который якобы подписался Шалютин.

«Таким образом, я заинтересовался идеологией террористической организации "Колумбайн" и под ее влиянием, а также из-за обид я планировал в ноябре 2023 года осуществить нападение на ГБОУ СОШ № 30 г. о. Сызрань с использованием самодельных зажигательных смесей и других предметов в целях устрашения населения и создания угрозы гибели людей в целях дестабилизации деятельности органов власти», — так заканчивается опрос мальчика.

Адвокат семьи Иван Маслак в разговоре с «Медиазоной» просит обратить внимание на формулировки в документе, который в ФСБ составили без присутствия законного представителя или защитника мальчика. Впервые своего подзащитного Маслак увидел в ноябре, когда подростку избирали меру пресечения, после того как тот сутки провел в здании УФСБ Самарской области.

«Очевидно, что это писал не 14-летний парень, — говорит Маслак. — В первый раз его увидел — рыженький, как котенок, сидит, испуганный. Говорю ему: "Ты пишешь, что хотел резать, жечь, трубой добивать. Ты готов так с кем-то из одноклассников поступить?". Он мне тогда сказал: "Да нет, я бы этого сделать никогда не смог". Кроме того, он конфликты отрицает полностью, говорит, что его никто не обижал».

Первое, о чем Маслак спросил мальчика, били ли его эфэсбэшники. Тот ответил отрицательно. Но добавил, что оперативники все время на него давили.

«Говорили ему, что лучше ему признаваться, и тогда он получит минимальный срок, — говорит Маслак. — Не помню, какой именно срок они называли, но он не соответствует его статье. То есть называли срок даже выше максимально возможного по этой статье».

Маслак говорит, что эфэсбэшники в отделе, скорее всего, разыграли схему «плохой и хороший полицейский»: одни разговаривали с мальчиком вежливо, а другие угрожали.

«Ну, то есть эти психологические качели устраивали, это обычный прием, — говорит адвокат. — Кого-то из оперативников он хвалил, говорил: "Вот этот очень хороший, пистолет мне показывал". А кто-то на него, наоборот, давил».

«Не уберегли». Школа тоже отрицает травлю

«У него раньше задержка речевого развития была, мы в детский сад перешли коррекционный, — показывает Людмила работу шестилетнего Степы, на которой вылепленный из пластилина динозавр, смотрящий на солнце. — Степа любил их, у него целая коллекция была и книги. Всех знал и лепил из пластилина».

Она присылает снимок, на котором Степа позирует в футболке с надписью «Берегите меня, я незаменим» на фоне новогодней елки.

«Это фото как пророческое, — вздыхает Людмила. — Не уберегли…».

Иллюстрация: Соня Владимирова / Медиазона

В последний раз она видела сына в суде, где ему продлили арест до 2 мая. Говорит, что выглядел он «неважно»: похудел, темные круги под глазами. По ее словам, дело сына рассматривает группа из семи следователей, все прошедшие три месяца им с сыном не разрешают ни переписку, ни свидания.

Сын не рассказывал ей о каких-либо конфликтах со сверстниками, уверяет Шалютина. Каждый день отец возил его в Сызрань, там, в школе № 30, Степа учился с первого класса. «В школу съездит, вернется, уроки учит, а потом помогает нам по хозяйству», — говорит Шалютина. Они с мужем держат рогатый скот, свиней и кур, за ними мальчик ухаживал и всех любил кормить, особенно телят. Отца Степана через три дня после задержания сына уволили с работы, говорит Шалютина, теперь домашняя ферма в основном на нем.

«У них организация под ФСБ, вертолетное училище, работал охранником на учебно-авиационной базе, — рассказывает она. — Видимо, начальнику позвонили, и они мужу: либо по собственному пиши, либо уволим. Говорит: "Дайте хоть до Нового года доработать — там премии". Нет, говорят. С 2018 года там, а вообще 20 лет на министерство обороны работал».

В опросе ФСБ от имени Степана Шалютина перечислены имена пяти мальчиков, которые якобы его обижали. В числе «обидчиков» указана и «учительница по информатике Нина Владимировна». Но в чем именно заключался их конфликт со Степаном, в опросе не говорится. На вопросы «Медиазоны» педагог отвечать не стала, положив трубку.

Любовь Тюкова, директор школы № 30, где учился Степа, также заверила «Медиазону», что Шалютина не буллили одноклассники.

«У Шалютина Степана не было никаких конфликтов с учениками, — сказала по телефону она, добавив, что говорила об этом следствию. — Но мы не даем никаких комментариев. Конфликтных ситуаций в школе не было».

В декабре прошлого года следователь сообщил суду, что по делу допрошены 83 человека, но ни одного допроса в материалах о продлении меры пресечения сторона обвинения не предоставила, говорит адвокат Иван Маслак: «Единственное, чем они обосновывали необходимость его "закрыть", — это вот этот допрос, в ходе которого он признался. И опрос оперативника ФСБ, который также сообщил, что Степа ему во всем признался».

Свидетелем по делу проходит тот же оперативник ФСБ Вадим Николаев, что задерживал и допрашивал мальчика. В должность 26-летний Николаев вступил в августе 2023 года, за три месяца до задержания Шалютина. В показаниях эфэсбэшника говорится, что в октябре ему «поступила оперативная информация» о подготовке теракта в сызранской школе, после чего Шалютин был задержан и дал признательные показания. Отдельно в своем протоколе Николаев сообщает, что на Шалютина не оказывали давления, а показания он давал «добровольно в присутствии законного представителя». Адвокат Маслак подчеркивает, что несовершеннолетнего опрашивали незаконно и в одиночку и его опрос не является доказательством в суде: «Макулатура, иначе не назовешь!».

В начале декабря Степану провели психолого-психиатрическую экспертизу, возили для этого в Самарскую психиатрическую больницу, добавляет адвокат. Но результатов экспертизы нет до сих пор.

«Я не в первый раз с таким сталкиваюсь, и это так называемые экспертизы-пятиминутки: спрашивают, чем собака от кошки отличается, а озеро от реки. И все, они на этом выводы делают, обычно пять дней — и экспертиза готова. А здесь, я не знаю, по какой причине, но слишком долго. Уже полтора месяца делают эту экспертизу».

Скринов переписки ни стороне защиты, ни суду обвинение также до сих пор не предоставило.

«Ему вменяют, что он был в переписке с "Колумбайном", но нам не предоставили сведений об этом ни на избрании меры пресечения, ни на продлении, — говорит он. — Думал, они переписку покажут, но нет. Они в последнем ходатайстве на продление меры пресечения вообще написали, что он до сих пор состоит в переписке. Несмотря на то, что он в СИЗО находится! Ну, то есть абсурд».

Редактор: Дмитрий Трещанин

Обновлено в 17:51. Уточнен возраст Степана, в связи с чем изменен заголовок.

Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!

Мы работаем благодаря вашей поддержке