Иллюстрация: Мария Толстова / Медиазона
С началом войны риск оказаться за решеткой из-за несогласия с властями в нашей стране растет день ото дня. После убийства Алексея Навального не будет преувеличением назвать этот риск смертельным. Счет политзаключенным идет на сотни, и даже правозащитникам трудно уследить за судьбой каждого. «Медиазона» считает важным напоминать об этих людях. 8 марта Полина Аркатова рассказывает о Дарье Полюдовой — левой активистке с Кубани, которая получила 9 лет колонии за то, что повторяла: отдавая в Москву налоги, российские регионы должны получать хоть что-то взамен.
Равная оплата за равный труд, кризисные центры в каждом районе, вернуть статью «Побои» в УК, обучить полицейских и судей корректной работе с жертвами домогательств и сексуализированного насилия, увеличить госрасходы на образование, здравоохранение и другие сферы, где большинство занятых — женщины.
Такую программу «практических мер по достижению равных прав и возможностей женщин и мужчин» левая активистка Дарья Полюдова сформулировала накануне 8 марта в 2019 году.
За год до этого она освободилась из колонии-поселения после первого срока: в 2015-м Дарья стала первой осужденной по новой статье о призывах к сепаратизму, которую добавили в российский УК после аннексии Крыма. Поводом для дела против молодой марксистки с Кубани стали несколько постов с призывом к революции и критикой Путина, а главное — Марш за федерализацию, который она хотела провести в Краснодаре. Полюдова позже говорила, что поначалу собиралась потроллить российские власти, которые оправдывали войну требованием «федерализации Украины». Но вышло так, что идеи регионализма и децентрализации увлекли ее всерьез. Дарья выходила на пикеты с плакатом «Хватит кормить Москву!» и задавалась вопросом, почему в маленьких странах Евросоюза живется лучше, чем в огромной России.
В заключении Полюдовой с самого начала приходилось несладко: соседки по колонии-поселению невзлюбили «политическую» и несколько раз ее избивали, а она в знак протеста объявляла голодовки.
Освободившись, Дарья перебралась с Кубани в Москву, путешествовала по стране автостопом, искала единомышленников и развивала собственное социалистическое движение «Левое сопротивление», которое насчитывало пять активных участников — пока в 2020 году ее не задержали по новому делу. На этот раз Полюдову обвинили в оправдании терроризма и экстремизме и отправили в колонию на 6 лет, а позже к обвинению добавили создание «экстремистского сообщества» и срок увеличили до 9 лет.
Подобно многим российским политзекам военного времени, свой второй срок она отбывает в откровенно пыточных условиях. Сразу после карантина в колонии для женщин-рецидивисток Дарье подбросили лезвие и под этим предлогом отправили ее в ШИЗО. Она объявила голодовку. Тогда ее перевели на строгие условия содержания (СУС) — теперь она не имеет права ходатайствовать об условно-досрочном освобождении. Из-за того что оппозиционерка и в колонии не скрывает своих взглядов, в этом году ее снова избила сокамерница.
В феврале, когда у Дарьи Полюдовой был день рождения, ей дали свидание с матерью. Та рассказывала, что во время свидания тюремный цензор принесла дочери целый ворох открыток и писем: «Я прослезилась. Я говорю, доченька, как приятно. Доча, сколько поздравлений тебе прислали с днем рождения!».