Политзеки. Егор Балазейкин — петербургский гимназист, который возненавидел войну после гибели дяди
Статья
14 июня 2024, 11:04

Политзеки. Егор Балазейкин — петербургский гимназист, который возненавидел войну после гибели дяди

Иллюстрация: Мария Толстова / Медиазона

Все больше жителей России оказываются за решеткой из-за несогласия с властями, развязавшими войну против Украины. Счет политзаключенным идет на сотни — даже если их имена известны, правозащитникам все труднее уследить за судьбой каждого. «Медиазона» старается регулярно напоминать об этих людях. Сегодня Алла Константинова рассказывает о Егоре Балазейкине — гимназисте из Петербурга, которого приговорили к шести годам колонии по делу о попытке поджечь два военкомата.

В конце февраля 2023 года 16-летний гимназист Егор Балазейкин разбил бутылку с коктейлем Молотова о стену военкомата в Ленинградской области. Смесь не загорелась, а подростка сразу задержали и отправили в СИЗО. По версии следствия, в феврале 2023 года Балазейкин пытался поджечь военкоматы в Петербурге и городе Кировске, протестуя против мобилизации.

Вскоре следователи ужесточили обвинение: сначала Егору вменяли статью о поджоге, но потом предъявили обвинение в покушении на теракт. По словам матери юноши Татьяны Балазейкиной, на допросе «следователи очень четко подвели» сына к нужным формулировкам. Сам он отрицал, что собирался совершить теракт.

Спустя полгода 1-й Западный окружной военный суд приговорил Егора Балазейкина к шести годам колонии. Суд назначил ему ровно тот срок, что потребовала прокуратура.

Летом 2022 года в Украине погиб дядя Егора, он ушел воевать добровольцем. После этого юноша и стал убежденным противником войны. Прокурор во время прений стыдил его, что он дядю «предал».

У Егора аутоиммунный гепатит, вторая стадия фиброза печени, язвы в кишечнике; уже в СИЗО ему установили инвалидность. Несмотря на подтвержденные врачами болезни, в апреле 2024 года Апелляционный военный суд во Власихе отказался смягчать приговор.

В мае этого года Егор должен был окончить одиннадцатый класс. До ареста он думал посвятить себя дипломатии или урбанистике, учился на отлично и, будь он на свободе, сейчас как раз готовился бы к вступительным экзаменам. Вместо этого Егор в СИЗО. Но, кажется, ни о чем не жалеет.

«Он мне сказал: "Если бы я этого не сделал, я бы тогда, наверное, повесился"», — рассказывала в интервью «Дождю» Татьяна Балазейкина, добавляя, что ее сын всегда очень чутко относился к чужому горю.