Политзеки. Владимир Золотарев — таксист, который после начала войны поджег отдел Росгвардии, чтобы «освободить совесть»
Политзеки. Владимир Золотарев — таксист, который после начала войны поджег отдел Росгвардии, чтобы «освободить совесть»
28 июня 2024, 12:15

Иллюстрация: Мария Толстова / Медиазона

Все больше граждан России оказываются за решеткой из-за несогласия с властями, развязавшими войну против Украины. Счет политзаключенным идет на сотни — даже если их имена известны, правозащитникам все труднее уследить за судьбой каждого. «Медиазона» старается регулярно напоминать об этих людях. Сегодня Оля Ромашова рассказывает о Владимире Золотареве. 50-летний таксист из Комсомольска-на-Амуре переживал начало войны так тяжело, что в какой-то момент захотел «освободить совесть» — пришел к отделу Росгвардии, облил его бензином и поджег.

50-летний Владимир Золотарев жил в Комсомольске-на-Амуре с пожилой матерью и работал таксистом. Он давно развелся с женой, со своим взрослым сыном Владимир общался мало.

До войны Золотарев иногда ходил на митинги сторонников Алексея Навального. Его сестра Анна на допросе описывала Владимира как доброго и отзывчивого, но очень замкнутого человека. Он никогда ни на что не жаловался, держал переживания в себе, а когда началась война, запил. Золотарев сочувствовал невинным людям, которые каждый день гибнут в Украине, и боялся, что сына могут отправить на фронт. Мужчина день за днем пил в одиночестве, читал новости, и ему становилось все хуже.

12 марта, по словам Золотарева, он решил уехать в лес, чтобы пожить на природе, выйти из запоя и отвлечься от мрачных мыслей. Но в дорогу он купил несколько канистр бензина, монтировку и запас спиртного.

До леса Золотарев не доехал, потому что его остановили сотрудники полиции, заметившие, что водитель пьян. Его усадили на заднее сиденье служебной машины, чтобы оформить протокол. В какой-то момент Золотарев захотел выйти, началась потасовка, и он ударил одного из силовиков головой.

Его заковали в наручники. После этого Золотарев заговорил с полицейскими о войне. В материалах дела есть расшифровка этого разговора — в полицейской машине велась съемка. Владимир называл Путина «мразью» и «гондоном», желал ему «сдохнуть», стыдил полицейских за службу преступной власти и говорил, что в Украине гибнут дети. В запале он сказал, что хотел бы взорвать всех людей в погонах, мол, у него и бензин в машине для этого есть. Но потом немного остыл и уточнил, что достаточно поджечь только здания ФСБ, полиции и Росгвардии.

Позже на допросах таксист настаивал, что все это была просто пьяная болтовня. На него завели уголовное дело о нападении на полицейского, отправили под домашний арест и вдобавок отобрали права. Таксовать и зарабатывать на жизнь он больше не мог.

Спустя три месяца Владимир Золотарев действительно разлил бензин на крыльце здания Росгвардии и поджег его.

Никто не пострадал, но таксиста обвинили в терроризме и отправили в СИЗО. Вскоре силовики вспомнили и о мартовском происшествии. Из-за этого Золотарева обвинили в подготовке еще одного теракта, якобы он уже тогда ехал что-то поджигать, но его планы сорвали полицейские.

В суде Золотарев так говорил о поджоге: «В первую очередь мне нужно было совесть мою освободить. И, конечно, внимание людей привлечь, показать, что есть те, кто не согласны. А как протестовать в России и не сесть в тюрьму, я не знаю».

В июле 2023 года 1-й Восточный окружной военный суд приговорил его к 18 годам заключения, из них первые пять Владимир проведет в тюрьме.

Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!

Мы работаем благодаря вашей поддержке