«Даже колес не останется». В суде огласили показания обвиняемого в подрыве машины Захара Прилепина
Статья
19 сентября 2024, 18:42

«Даже колес не останется». В суде огласили показания обвиняемого в подрыве машины Захара Прилепина

Александр Пермяков в суде 17 сентября 2024 года. Фото: Александра Астахова / Медиазона

Во 2-м Западном окружном военном суде обвинение продолжает представлять доказательства по делу о покушении на Захара Прилепина. Единственный обвиняемый Александр Пермяков признался следователям, что хотел убить писателя «из чувства мести» за то, что он «поддерживает войну и своими действиями еще больше разжигает» ненависть. На сегодняшнем заседании Пермяков отказался давать показания, сославшись на 51-ю статью Конституции, поэтому прокурор Надежда Тихонова огласила те, что были даны им на этапе следствия. «Медиазона» коротко пересказывает, о чем говорится в протоколе его допроса следователями.

Суд начал рассматривать дело о покушении на ультраконсервативного писателя Захара Прилепина в середине сентября. По версии следствия, обвиняемый Александр Пермяков, действуя по приказу куратора, заложил взрывное устройство на участке дороги, расположенном неподалеку от дома Прилепина в поселке Пионерский Боровского района Нижегородской области. 6 мая 2023 года машина Прилепина взорвалась, его охранник Александр Шубин погиб на месте, сам писатель получил тяжелые ранения, но выжил.

На первом заседании прокурор Надежда Тихонова зачитала доказательства обвинения. По данным следствия, Пермяков получил в Украине указания убить Прилепина и 3 августа 2022 года въехал в Россию через Эстонию. На том же заседании выяснилось, что неподалеку от места покушения на Прилепина оперативники нашли боевой пистолет с глушителем, три паспорта (российский и украинский паспорта на имя Пермякова, а также паспорт гражданина Казахстана на другое имя), пять сим-карт, две банковские карты, 55 137 рублей, гривны, фонарь, компас, огниво, лист с десятью телефонными номерами и пластырь. Все это, считают следователи, принадлежало Пермякову.

Вину обвиняемый полностью признал. На сегодняшнем заседании он отказался давать показания, сославшись на 51-ю статью Конституции. Тогда прокурор Надежда Тихонова огласила показания, которые Пермяков дал на этапе следствия.

Общение с куратором

В своих показаниях Пермяков сообщил силовикам, что его курировал сотрудник СБУ. Ему он представился фамилией Семенов, однако позже в СК уточнили, что куратором был оперуполномоченный по особо важным делам отдела контрразведки 1-го главного управления Службы безопасности Украины по Донецкой и Луганской областям, дислоцированной в городе Краматорске, Сергей Журавкин. Где и когда они познакомились, в показаниях не уточняется.

В начале лета 2022 года «Семенов» связался с Пермяковым и сказал, что для него есть «новое задание». Он добавил, что для его выполнения Пермякову нужно будет поехать в Россию, но больше ничего говорить не стал. Куратор пообещал раскрыть подробности после «прохождения полиграфа на предмет перевербовки» Пермякова сотрудниками российских спецслужб. Александр, по его словам, согласился. Все это происходило на подконтрольной Украине части Донецкой области.

Пермяков рассказал, что в первый раз «прошел полиграф не очень успешно», потому что тот выдал «неправильную реакцию» на вопросы о том, получал ли он деньги от российских спецслужб. Тогда он рассказал полиграфологу, что служил в сепаратистском батальоне «Восток». Ранее «Московский комсомолец» писал, что в 2015 году Пермяков воевал за самопровозглашенную ДНР.

Пройти полиграф Пермяков смог со второго раза — тогда он сразу честно рассказал о службе в ДНР.

Тем временем куратор не спешил раскрывать подробности задания, но Пермякову все же удалось узнать, что у него «будет человек» — это означало, что ему поручат кого-то убить.

Сначала Пермяков полагал, что это будет российский военный, но в конце июля «Семенов» сообщил, что наемник должен убить («по возможности из пистолета») Захара Прилепина, пропагандиста войны, который «распространяет ложные сведения о том, что в Украине есть нацистские и фашистские группировки».

Куратор дал Пермякову две тысячи долларов на дорогу и сообщил, что СБУ ежемесячно будет выделять ему 50–60 тысяч рублей на жизнь в России. «В России я получал деньги только на подготовку теракта. Вознаграждение мне обещали, если смогу вернуться домой: 20 тысяч долларов», — отметил Пермяков, отвечая позже на вопрос адвоката.

По договоренности с куратором исполнитель отправился в Россию через Польшу, Литву, Латвию и Эстонию, после добрался до Нижнего Новгорода, в окрестностях которого у писателя был дом.

3 августа 2022 года Пермяков был уже в России. В Нижнем Новгороде он снял квартиру через «Авито» и начал искать дом Прилепина. «Семенов» прислал ему фотографию дома и сказал, что он расположен на реке Керженец; это все, что Пермяков знал. С такими сведениями ему не удалось найти дом писателя. Тогда в сентябре куратор поручил Пермякову поехать в Москву и попытаться выследить Прилепина там. Он продолжал настаивать, что пропагандиста нужно именно застрелить.

Пермяков снял квартиру в Зеленограде и не менее шести раз ездил на разные мероприятия, где появлялся Прилепин. Он быстро понял, что «пристрелить» его не получится, потому что он «постоянно передвигался с охраной». Куратор поручил продолжить слежку.

К ноябрю Пермяков пришел к выводу, что взорвать автомобиль писателя, пока он в Москве, тоже не получится: во-первых, Прилепин постоянно менял машины, во-вторых, в столице очень много камер и подрывника легко могли поймать. Тогда сотрудник СБУ сказал ему вернуться в Нижегородскую область. Пермяков так и поступил.

На месте подрыва автомобиля, в котором находился Захар Прилепин. Фото: ТАСС

Подготовка к покушению

Следующее задание, которое наемник получил от куратора, — оформить российский паспорт «для поддержания легенды». На тот момент у Пермякова был только украинский паспорт, и сначала он не хотел этого делать, но потом все-таки согласился.

Новый паспорт Пермяков получил только в апреле 2023 года, параллельно с ноября по май он продолжал искать дом Прилепина. В мае он все-таки нашел его в поселке Пионерский и отчитался перед «Семеновым». Тот поручил ждать и сказал, что ему привезут такое оружие, что «даже колес от машины Прилепина не останется». Спустя несколько дней куратор прислал координаты схрона с оружием, и Пермяков приехал забрать его. Там были две противотанковые мины и устройства для их активации. Он перепрятал взрывчатку ближе к дому Прилепина.

Куратор оставил дату, место и способ «ликвидации» писателя на усмотрение Пермякова. Наемник решил заминировать участок дороги в поселке, где расположен дом Прилепина, потому что он был сравнительно безлюдным.

Помимо того, что Пермяков не мог найти дом писателя, покушение откладывалось еще и потому, что в январе 2023-го Прилепин отправился на войну. «После новогодних праздников "Семенов" прислал мне информацию, что Прилепин Захар подписал контракт и уехал в зону СВО, теперь нужно ожидать его возвращения в Нижегородскую область», — рассказывал Пермяков.

Чтобы следить за перемещениями Прилепина, «Семенов», по словам подрывника, «от лица какой-то женщины вел переписку с одним из сыновей Прилепина, которого он называл Малым». «И именно от сына Прилепина стало известно о его местонахождении», — добавил Пермяков.

По версии следствия, озвученной в суде, с января сотрудник СБУ под видом провоенной москвички по имени Иванка Поликарпова переписывался с 19-летним сыном писателя Игнатом и так узнавал о перемещениях Прилепина.

В конце апреля писатель выложил видео, на котором он ехал на своей машине по Луганской области. «Это стало признаком того, что он скоро вернется» в Нижегородскую область, позже это подтвердил и сын Прилепина в переписке с «Иванкой». Обвиняемый снова получил команду «ликвидировать» Прилепина.

30 апреля Пермяков отправился к дому писателя (на тот момент он уже знал его точный адрес) и удостоверился, что там припаркована его «Ауди». Он знал, что этой машиной пользуется только пропагандист, и в ночь на 1 мая заминировал дорогу в поселке Пионерский.

С помощью саперной лопатки, которую он купил на рынке в Нижнем Новгороде, наемник закопал две противотанковые мины на расстоянии двух метров друг от друга в шахматном порядке, предположив, что так автомобиль Прилепина «разорвет полностью». Несмотря на то, что мины было две, взорваться они должны были одновременно. Затем он выбрал наиболее удобную позицию для слежки — примерно в ста метрах от заминированного участка дороги. «Позицию занял около свалки на бугорке, что позволяло мне обозревать окрестности, но я не видел сам дом Прилепина», — объяснил обвиняемый.

Подрыв и задержание

Возможность подорвать автомобиль писателя появилась уже на следующий день. 1 мая 2023 года Прилепин «катался по деревне» и четыре раза проехал по заминированному участки дороги. «Но я так и не смог нажать на кнопку на пульте управления минами — не хватило духу, боялся», — признался обвиняемый. На позиции он пробыл до вечера 1 мая, но Прилепин в тот день в Пионерский уже не вернулся.

Потом обвиняемый пошел домой, там поспал и поел. В Пионерский он вернулся уже на следующий вечер. Сначала проверил, нет ли возле дома Прилепина его автомобиля — его не было, а затем занял ту же позицию на пригорке возле свалки. В тот день он провел там около 12 часов, но Прилепин так и не вернулся. Уже дома он доложил об этом «Семенову», и тот начал переписываться с сыном Прилепина, после чего поручил ждать возвращения писателя возле заминированной дороги.

Куратор предупредил, что инициирующее взрыв устройство может разрядиться и лучше проверить на нем батарейки. 4 мая обвиняемый съездил на радиорынок и в ночь на 5 мая поменял батарейки на устройстве, предварительно его выкопав, оттащив с дороги и отсоединив запал. Затем он закопал мины обратно.

6 мая обвиняемый увидел, что машина Прилепина снова припаркована возле его дома. Тогда он вернулся на позицию и начал ждать, когда писатель проедет по заминированному участку дороги. Нажать на кнопку он должен был, когда автомобиль наедет передней частью на первую мину.

Около девяти утра Пермяков заметил автомобиль белого цвета в 300 метрах от заминированного участка дороги. Машина была тонированной, и водителя он не видел. «Возможно, тот, кто сидел в этой машине, мог видеть меня», — предположил он.

Когда в тот день Прилепин первый раз проехал по заминированному участку, обвиняемый его упустил, потому что смотрел в тот момент на другую белую машину. Когда писатель проезжал второй раз, он снова побоялся нажать на кнопку, но в третий раз все-таки сделал это.

«Прогремел взрыв. Что было потом с неопознанной машиной белого цвета, я не видел. Вспышка и туман, машину Прилепина я также не видел. После того как прогремел взрыв, я незамедлительно покинул место происшествия», — цитируются показания Пермякова в протоколе. Плату из пульта управления минами он выбросил в лесу.

Пермяков был задержан в деревне Козлово, которая располагается недалеко от места взрыва. «Там меня принял полицейский патруль», — объяснил он следователям. Полицейские осмотрели его сумку и проверили документы: «Все документы — паспорт гражданина России и паспорт гражданина Украины — я носил с собой. Указаний по поводу них не было. Полицейские обыскали сумку, проверили документы и стали расспрашивать о том, где я был и что делал 6 мая 2023 года. Я сознался в подрыве».

Уже в суде в ответ на вопрос своего адвоката Любови Лисицы Пермяков сказал, что полностью раскаивается в содеянном. По его словам, если бы он знал, что в машине с Прилепиным будет погибший Шубин, он не стал бы приводить в действие взрывное устройство.

В материалах дела указано, что Пермяков холост. На заседании он сказал, что у него есть семья в Днепре, но из соображений безопасности он не хочет раскрывать их данные, поэтому «пусть будет, как в материалах».

Пермяков во время следствия говорил, что хотел убить Прилепина «из чувства мести» за то, что он «поддерживает войну и своими действиями еще больше разжигает» ненависть. В суде прокурор уточнила у него, чем же он все-таки руководствовался — желанием заработать или отомстить? Он ответил, что денег так и не получил.

После оглашения показаний обвиняемого заседание закончилось. Прения сторон начнутся 27 сентября.

Редактор: Мария Климова