ЕСПЧ коммуницировал жалобу парализованного экс-заключенного Топехина на пыточные условия в «Матросской тишине» и костромской колонии
ЕСПЧ коммуницировал жалобу парализованного экс-заключенного Топехина на пыточные условия в «Матросской тишине» и костромской колонии
8 декабря 2014, 16:32

Европейский суд по правам человека коммуницировал жалобу парализованного 31-летнего аудитора Владимира Топехина, отбывавшего наказание в «Матросской тишине» и костромской ИК-1. В документе Топехин указал на пыточные условия содержания в этих учреждениях. 

Как сообщила правозащитной организации «Зона права» адвокат Ирина Хрунова, представляющая интересы пострадавшего в ЕСПЧ, бывший осужденный считает, что Россия нарушила статью 3 (запрет бесчеловечного и унижающего достоинство обращения) и статью 5 (право на свободу и личную неприкосновенность) Конвенции о защите прав человека и основных свобод. 
Страсбургский суд, в свою очередь, поставил перед российским правительством пять вопросов по делу Топехина. В частности, ЕСПЧ интересует, какие конкретные меры принимались администрациями учреждений ФСИН для облегчения страданий тяжелобольного мужчины, кто помогал ему в его повседневных нуждах, совместимо ли было состояние его здоровья с условиями содержания в исправительном учреждении, соответствовали ли условия перевозки Топехина из «Матросской тишины» в костромскую колонию статье о запрете на бесчеловечное обращение, а также все ли сделало государство для оказания осужденному надлежащей медицинской помощи, принимая во внимание историю его болезни. 
Топехин стал фигурантом дела по части 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество) в феврале 2012 года. Спустя год он попал в автомобильную катастрофу, в результате которой получил тяжелую травму позвоночника. Несмотря на это, его задержали и поместили в московское СИЗО-2 («Бутырка»). Заседания по делу Топехина постоянно переносились из-за того, что конвой отказывался доставлять арестанта в суд без спецтранспорта, а администрация СИЗО — выделять сотрудника и медика для его сопровождения. 
Осенью 2013 года суд, продлив меру пресечения для аудитора, постановил перевести его в СИЗО-1 («Матросская тишина»). Там благодаря члену московской ОНК Анне Каретниковой история Топехина была предана огласке. 
В середине января Тверской районный суд Москвы приговорил его к шести годам колонии общего режима. После того, как приговор вступил в законную силу, обвиняемого этапировали в ИК-1 Костромы. В июне администрация колонии созвала врачебную комиссию, которая постановила, что заболевание Топехина препятствует отбытию наказания. На основе этого Свердловский районный суд Костромы удовлетворил ходатайство аудитора об освобождении.