Внучка сотрудника НКВД прислала письмо с извинениями томичу, установившему причастных к расстрелу деда в 1938 году
Внучка сотрудника НКВД прислала письмо с извинениями томичу, установившему причастных к расстрелу деда в 1938 году
21 ноября 2016, 16:11

Житель Томска Денис Карагодин, который расследовал обстоятельства гибели своего деда, получил письмо от внучки сотрудника томского горотдела НКВД Николая Зырянова, расстрелявшего его родственника 21 января 1938 года. Об этом он написал в своем блоге.

Внучка Зырянова Юлия написала, что только из публикации Карагодина узнала, кем был ее дед. «Я не сплю уже несколько дней, просто не могу и все... Я изучила все материалы, все документы, что у вас на сайте, я столько всего передумала, ретроспективно вспомнила... Умом понимаю, что я не виновата в произошедшем, но чувства, которые я испытываю не передать словами...», — цитирует Карагодин письмо Юлии.

Она рассказывает, что отца ее бабушки забрали в те же годы «по доносу». После этого родные не видели его. «Вот так сейчас и выяснилось, что в одной семье и жертвы и палачи... Очень горько это осознавать, очень больно... Но я никогда не стану открещиваться от истории своей семьи, какой бы она ни была. Мне поможет все это пережить сознание того, что ни я, ни все мои родственники, которых я знаю, помню и люблю, никак не причастны к этим зверствам, которые происходили в те годы....» — написала внучка Зырянова.

«Цель моего письма к вам — это просто сказать вам, что я теперь знаю о такой позорной странице в истории своей семьи и полностью на вашей стороне, — пишет Юлия. — У нас ничего в обществе никогда не изменится, если не открыть всю правду. Неспроста сейчас опять возникли сталинисты, памятники Сталину, это просто в голове не укладывается, не поддается никому осмыслению. <…> Много еще хотелось бы вам написать, рассказать, но главное я сказала — мне очень стыдно за все, мне просто физически больно».

Юлия поблагодарила Карагодина за его расследование. Она также отправила фотографию своего деда, его паспорт и профсоюзный билет НКВД СССР.

Карагодин четыре года пытался узнать всех причастных к гибели деда Степана Карагодина. Он несколько раз отправлял запросы в ФСБ и работал в архивах. Свое расследование он завершил 12 ноября, когда ему прислали акт о расстреле его деда, в котором указаны исполнители приговора. По данным Карагодина, всего в тот день, 21 января 1938 года, сотрудники томского горотдела НКВД расстреляли 63 человек.