РБК: Верховный суд предложил изменять подсудность дела при «сомнениях в объективности и беспристрастности»
Пленум Верховного суда поддержал решение о внесении в Госдуму законопроекта о возможности менять территориальную подсудность уголовного дела, если есть сомнения в беспристрастности его рассмотрения в местном суде. Об этом пишет РБК со ссылкой на копию законопроекта.
ВС предложил дополнить основания для изменения подсудности дела следующим пунктом: «Если имеются обстоятельства, которые могут поставить под сомнение объективность и беспристрастность суда при принятии решения по делу». Ходатайство об изменении подсудности может подать любая сторона дела, его должна будет рассмотреть вышестоящая по отношению к местному суду инстанция.
Согласно Уголовно-процессуальному кодексу, изменение территориальной подсудности дела возможно только в двух случаях (статья 35 УПК): если не все участники процесса живут на территории, на которую распространяется юрисдикция суда, а также если все судьи этого суда ранее уже принимали участие в производстве по уголовному делу. В Верховном суде считают, что порядок изменения подсудности «нуждается в совершенствовании».
В беседе с РБК адвокат обвиняемого в контрабанде бизнесмена Дмитрия Зарубина Евгений Тонков отметил, что изменения могут привести к тому, что силовики будут добиваться передачи дел в суды, «которые им фактически подконтрольны». Федеральный судья в отставке Сергей Пашин сказал, что идея ВС «имеет перспективы, но смысл у нее плохой, поскольку противоречит Конституции».
Ранее Верховный суд несколько раз соглашался изменить подсудность уголовных дел. Так, ВС передал дело бизнесмена Дмитрия Михальченко в Басманный суд. Основанием для ходатайство стало «наличие сомнений в беспристрастности судей Кингисеппского суда», подчеркивали в Генпрокуратуре.
Дело против бизнесмена Зарубина также было перенесено из Всеволожского городского суда Ленинградской области в один из районных судов Петербурга. В 2016 году глава Следственного комитета Александр Бастрыкин просил ВС изменить подсудность дела татарстанских полицейских из-за сомнений в объективности местных судов. В итоге процесс прошел в Московском областном суде.