Эрмитаж отрицает запрет на распространение сборников архивных документов о продаже предметов искусства за рубеж
В Эрмитаже утверждают, что информация об изъятии и запрете распространять сборники архивных документов о продаже СССР предметов искусства за рубеж в 1920–1930-х годах не соответствует действительности, передает «Интерфакс».
«Не существует никаких официальных запретов на публикацию архивных материалов, хранящихся в Государственном Эрмитаже, как не существует и решения некой "комиссии", упоминаемой пользователем социальной сети, об изъятии книг из серии "Страницы истории Эрмитажа"», — цитирует агентство сообщение Эрмитажа.
При этом в музее уточняют, что там «ведется работа по совершенствованию системы архивного хранения всех документов в соответствии с действующим законодательством», которая «осуществляется в русле государственной политики и решений президента Российской Федерации в этой области». Что это за решения и куда направлено «русло государственной политики», в релизе не уточняется.
Одновременно Министерство культуры ответило на запрос «Фонтанки» по поводу возможных претензий ведомства к Эрмитажу из-за публикации и реализации им книг с архивными документами; издание просило уточнить, верна ли информация об изъятии самих документов из архива.
«Вопросы, касающиеся секретного документооборота, не являются предметом публичного обсуждения», – ответили в министерстве культуры.
Старший научный сотрудник Отдела западноевропейского искусства Эрмитажа Алексей Ларионов рассказал, что по итогам работы «проверочной комиссии» из министерства культуры музею предъявили претензию в незаконной публикации на протяжении нескольких лет документов, относящиеся к числу «секретных» — серии сборников на материалах архива Эрмитажа, которые были по большей части посвящены музейным распродажам 1920–1930-х годов.
«Если кто не в курсе — это восемь толстых томов с актами выдач экспонатов в "Антиквариат", перепиской с государственными ведомствами, материалами по организации аукционов за границей и по переговорам о продаже шедевров музея [Эндрю Уильяму] Меллону и [Галусту] Гюльбенкяну», — пишет Ларионов. Коллекционер Меллон и основатель «Иракской нефтяной компании» Гюльбекян активно скупали ценные шедевры из коллекции Эрмитажа.
Теперь эти книги запрещены к продаже, изъяты из книжных киосков Эрмитажа, на них нельзя ссылаться, а новый том с документами за 1932–1933 годы запрещен к изданию. Сами архивные дела изъяты из музея, опечатаны и вывезены в коробках, отметил сотрудник Эрмитажа.
Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!
Мы работаем благодаря вашей поддержке