Сотрудники СИЗО Орска дали показания против своего начальства, рассказав об избиении осужденных
В Орске на заседании по делу начальника СИЗО-2 Евгения Шнайдера и начальника оперативного отдела Виталия Симоненко, обвиняемых по делу о гибели осужденного Владимира Ткачука после избиения, допросили двух засекреченных бывших сотрудников следственного изолятора, сообщает «Комитет против пыток».
Свидетели согласились рассказать подробности избиения Ткачука секретно, потому что опасались за свои жизни. Они рассказали, что не получали прямых угроз от подсудимых, но осведомлены об их связях. Как передал слова одного из свидетелей юрист организации Вячеслав Дюндин: «Они могут сделать с осужденными и сотрудниками все что угодно».
Во время заседания один из свидетелей рассказал, что видел, как Шнайдер несколько раз несильно ударил осужденного. После этого Ткачука уже сильного ударил Симоненко. От последнего осужденный пошатнулся назад, споткнулся о неровность в бетонном полу и сильно ударился затылком о раму кровати и о бетонный пол.
Второй свидетель рассказал, что узнал о смерти избитого осужденного со слов других сотрудников СИЗО, которые добавили, что рассказавшего следователю правду ожидают «негативные последствия». Второй свидетель также был свидетелем избиения Симоненко еще одного осужденного Василия Мирзоджанова.
В сентябре 2013 года мать Ткачука обратилась в «Комитет по предотвращению пыток» и рассказала, что ей позвонил неизвестный и рассказал о смерти ее сына — по его словам, мужчину до смерти забили сотрудники СИЗО-2. Осужденного прикомандировали в следственный изолятор в качестве хозяйственного работника.
Сотрудница областного управления Следственного комитета Анастасия Чичина шесть раз выносила постановления об отказе в возбуждении дела о гибели осужденного, указывая, что Ткачук получил травмы в результате падения на него доски. Все эти постановления впоследствии отменялись после жалоб правозащитников.
В организации подчеркивают, что следователь никогда не видела «доску-убийцу» и основывалась исключительно на словах сотрудников СИЗО, в отношении которых возбуждалось дело. Правозащитники также указывают, что, судя по характеру повреждений и результатам судмедэкспертизы, доска падала на Ткачука несколько раз.
По версии сотрудников ФСИН, доска ударила осужденного 2 сентября, а потом он получил несколько суток ШИЗО за то, что не смог встать по команде «подъем». В ШИЗО ему стало плохо — он ощущал головную боль и плохое самочувствие — 5 сентября он впал в кому. В этот день к нему приехали врачи. Через два часа Ткачук умер.
Дело возбудили только спустя полгода. В июне 2017 года Шнайдера и Симоненко задержали. Позже Шнайдер признал вину в превышении должностных полномочий с применением насилия (пункт «а», части 3 статьи 286 УК). По версии следствия, он несколько раз ударил осужденного по рукам и грудной клетке. При этом ключевую роль следствие отводит Симоненко, которого обвинили в превышении должностных полномочий с применением насилия, повлекшее тяжкие последствия (пункт «а», части 3 статьи 286 УК). Позже в отношении Симоненко возбудили дело об избиении еще двух осужденных.
Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!
Мы работаем благодаря вашей поддержке