Отец расстрелянных сотрудниками ФСБ в Ингушетии братьев Гардановых подал жалобу в ЕСПЧ
Отец расстрелянных сотрудниками ФСБ в Ингушетии братьев Гардановых подал жалобу в ЕСПЧ
6 февраля 2018, 18:39

Житель Назрани Ахмед Гарданов подал жалобу в Европейский суд по правам человека от имени своих сыновей Салмана и Жунейда Гардановых, которые были убиты сотрудниками ФСБ в 2012 году. Об этом «Медиазоне» рассказал адвокат проекта «Правовая инициатива» Рустам Мацев.

В жалобе в заявитель указывает, что российские власти нарушили в отношении его сыновей статью 2 Европейской конвенции по правам человека, гарантирующую право на жизнь. По мнению Гарданова, его сыновья умерли в результате применения силы, которая «не была абсолютно необходимой». Сотрудники ФСБ оправдывали свои действия тем, что братья Гардановы открыли по ним огонь, но в ходе следствия это не нашло подтверждения — все найденные на месте происшествия гильзы были выстреляны из оружия бойцов ФСБ.

В отношении самого Гарданова, по его мнению, была нарушена статья 3 Конвенции, в которой сказано, что никто не должен подвергаться бесчеловечному или унижающему достоинство обращению. Тела сыновей Гарданова были обезображены в результате подрыва автомобиля сотрудниками ФСБ, а власти России длительное время проявили безразличие в ходе расследования их гибели. Это принило Ахмеду Гарданову «особые страдания».

«Медиазона» писала о том, как 3 апреля 2012 года сотрудники ФСБ сначала расстреляли автомобиль, в котором ехали домой рабочие кирпичного завода, а затем подорвали его. В машине находились пять человек: Салман и Жунейд Гардановы, Зина Вельхиева, Салаудин Муружев и Шамсудин Гарданов.

Сотрудники ФСБ говорили на допросах, что, по оперативной информации ФСБ, в автомобиле могли находиться «причастные к деятельности бандподполья», из-за чего была объявлена спецоперация. По утверждению силовиков, у мужчины на переднем сиденье был АК-74, а к телу водителя и женщины на заднем сиденье были пристегнуты «пояса шахида».

Сотрудники ФСБ утверждают, что все находившиеся в машине были убиты ответным огнем. Машину же решили взорвать из-за того, что внутри якобы находились самодельные взрывные устройства, которые нужно было уничтожить путем «контролируемого подрыва» вместе с находившимися внутри телами.

Силовики настаивают, что все находящиеся в машине люди «не подавали признаков жизни», однако судебно-медицинская экспертиза останков показала, что на момент взрыва несколько пассажиров могли быть живы. Правозащитники допускают, что автомобиль могли взорвать для того, чтобы скрыть расстрел случайных людей.

Следственный комитет завел уголовное дело по статьям о покушении на жизнь сотрудников ФСБ (статья 317 УК) и незаконном обороте оружия (часть 2 статьи 222 УК). Обвинения предъявили только Салману Гарданову, остальных пассажиров автомобиля следователи признали непричастными к преступной деятельности. Дело в отношении Салмана Гарданова неоднократно прекращалось и возобновлялось, в суд оно не передано до сих пор.