ЕСПЧ коммуницировал жалобу родившей в красноярской колонии заключенной на плохие условия для беременных и детей
ЕСПЧ коммуницировал жалобу родившей в красноярской колонии заключенной на плохие условия для беременных и детей
21 марта 2018, 16:52

Европейский суд по правам человека коммуницировал жалобу заключенной Марины С. и ее родных на удаленность от дома места отбывания наказания и плохие условия для беременной женщины, а затем и ее новорожденного ребенка в колонии-поселении № 48 Красноярского края, сообщает проект «Правовая инициатива».

Таким образом, суд коммуницировал жалобу в части нарушений запрета пыток (статья 3 Европейской конвенции по правам человека), права на семейную жизнь (статья 8 Конвенции) и права на эффективные средства правовой защиты (статья 13 Конвенции). При этом суд не стал коммуницировать жалобу в части дискриминации по половому признаку (статья 14 Конвенции) — заявительница указывала, что Уголовно-исполнительный кодекс обязывает этапировать осужденных в регион проживания, но это не распространяется на женщин и несовершеннолетних.

По жалобе заключенной суд задал российскому правительству три вопроса: было ли нарушено право Марины и ее родных на уважение семейной жизни решением этапировать ее в колонию почти в четырех тысячах километров от дома, были ли у нее эффективные средства правовой защиты и нарушен ли запрет на бесчеловечное обращение в связи с условиями содержания в колонии № 48, где Марина родила ребенка. Власти должны ответить до 9 июля 2018 года.

Как отмечают в «Правовой инициативе», ЕСПЧ сделал акцент на похожих делах по жалобам заключенных на удаленность колонии, в которую их этапировали. Европейский суд признавал, что в этих случаях власти нарушили статьи 8 и 13 Конвенции. Помимо этого, ЕСПЧ обратил внимание на дело заключенной украинской колонии — в ее случае жестокое обращение во время беременности и родов было признано нарушением 3-й статьи Конвенции.

«Семья не может в полной мере пользоваться правом на краткосрочные и долгосрочные свидания, поддерживать связь матери и детей, если колония расположена в 4 тысячах километрах, в тайге, без доступа общественного транспорта», — отмечает адвокат проекта «Правовая инициатива» Ольга Гнездилова.

Жительница Хабаровска Марина С., осужденная в 2013 году, была этапирована в Красноярский край. В 2015 году за примерное поведение ее перевели из колонии общего режима в колонию-поселение № 39, а затем в связи с беременностью еще дальше от дома — в колонию-поселение № 48, которая находится почти в 4 тысячах километров от ее семьи. При этом почти за месяц до приговора Марина родила первого ребенка, который за время ее заключения увидел мать лишь раз. Муж заключенной просил ФСИН перевести Марину ближе к дому, в колонию в Приморском крае — в 860 километрах от дома, — чтобы у него была возможность чаще навещать ее с ребенком. Однако в этом было отказано, несмотря на тяжелое материальное положение семьи.

Осенью 2016 года Марина родила ребенка в КП-48. Она рассказала правозащитникам, что в колонии были плохие условия — женщинам на поздних сроках беременности приходилось пользоваться уличным туалетом, продукты для детей поставляли с перебоями. После жалоб заключенных женщин на условия администрация решила закрыть участок для осужденных с детьми. В итоге женщин угрозами вынуждали отдавать грудных детей родным или в детдом.

Муж Марины рассказывал «Медиазоне», что, после того как она отдала семимесячного ребенка родственникам, ее и других матерей, которые не хотели разлучаться с детьми, стали переводить из одной колонии в другую. В начале марта Марину и еще несколько женщин этапировали в красноярскую КП-19.