СК спустя девять с половиной лет возобновил проверку по жалобам шести оренбуржцев на пытки в милиции
СК спустя девять с половиной лет возобновил проверку по жалобам шести оренбуржцев на пытки в милиции
13 января 2020, 13:23

​В Оренбурге спустя девять с половиной лет Следственный комитет возобновил проверку по жалобам шести местных жителей на пытки в милиции, сообщает «Комитет против пыток».

Как рассказывают правозащитники, Юрия Зонтова и пятерых его знакомых задержали 28 мая 2010 года по подозрению в краже. По словам задержанных, их увезли в оперативно-разыскную часть №1 уголовного розыска УВД по Оренбургской области, где под пытками заставили написать явки с повинной.

Несмотря на признательные показания, дело позднее было прекращено. Сами пострадавшие обратились к медикам, которые зафиксировали гематомы, кровоподтеки, ссадины, закрытые черепно-мозговые травмы, сотрясения головного мозга. Один из пострадавших также получил закрытый перелом костей носа, а у задержанной женщины медики нашли «участок кожи, лишенный волос, в области волосистой части головы».

Пострадавшие сообщили о пытках в следственный отдел по Оренбургу, но следовательница  Надежда Воробейкина в ноябре 2010 года отказалась возбуждать уголовное дело. Теперь это постановление отменено.

Зонтов рассказал «Комитету против пыток», что через год после этого задержания его также пытали те же самые сотрудники. Милиционеры, по словам Зонтова, в 2011 году избивали его резиновой дубинкой по ступням ног и душили целлофановым пакетом до потери сознания, требуя признаться в краже золотой цепочки и телефона.

Пострадавший обратился в Следственный комитет. После 19 отказов ведомство все же возбудило уголовное дело о превышении полномочий (статья 286 УК), но на следующий день прокурор отменил это решение, решил, что получил Зонтов получил травмы из-за того, что силовики применяли приемы при задержании.

Европейский суд по правам человека назначил Зонтову 45 тысяч евро компенсации. После этого решения СК возобновил расследование дела о пытках. В октябре 2019 года правозащитники обратились в Комитет министров Совета Европы из-за неудовлетворительных результатов расследования.