«Агентство»: возглавив Минобороны, Шойгу расширил пресс‑службу до ста человек, они обзванивают СМИ и требуют опровергать новости
Министр обороны Сергей Шойгу после занятия поста увеличил число сотрудников пресс-службы ведомства до ста человек, которые обзванивают СМИ с требованием опровергать новости. Об этом сообщает «Агентство» — издание, созданное журналистом Романом Баданиным после признания «Проекта» «нежелательной» организацией.
По данным нескольких источников «Агентства», после прихода на пост министра обороны в 2012 году Шойгу резко увеличил число сотрудников пресс-службы. Вместо «нескольких десятков» там стало работать около ста человек, подтвердили изданию два экс-сотрудника департамента информации и массовых коммуникаций (ДИМК), который создали на базе пресс-службы минобороны. Новый департамент стал работать круглосуточно.
«При [бывшем министре обороны Анатолии] Сердюкове на первой полосе любого СМИ мог выйти критический материал, и министр никак не реагировал, а вот теперь "Коммерсант" на последней полосе писал что-то про армию, и генералы получали задание звонить [владельцу газеты бизнесмену Алишеру] Усманову с требованием опровергнуть материал», — объяснил «Агентству» офицер ДИМК новый способ работы пресс-службы.
Работавшие в Минобороны собеседники утверждают, что при Шойгу «в кабинетах всех заместителей министра» поставили экраны, чтобы отслеживать публикации СМИ о ведомстве.
Другой источник «Агентства», также работавший в Минобороны, рассказывает, что если о происшествии в армии написало региональное СМИ, то сотрудники ДИМК «начинали обзванивать другие издания региона с просьбой ничего не выпускать». «Так больше шансов, что публикацию не заметят федеральные медиа», — объяснил собеседник.
В качестве примера «Агентство» приводит случайный залп боевого вертолета Ка-52 на учениях «Запад-2017» в Ленинградской области, из-за которого были ранены несколько человек. О происшествии рассказало издание 66.ru, публикацию заметили другие СМИ, и работникам ДИМК пришлось выпускать опровергающий релиз.
«Агентство» приводит и другие эпизоды работы пресс-службы Минобороны. Например, в 2017 году Шойгу говорил о достижениях российской армии в Сирии на совещании министров обороны стран-членов АСЕАН. Министр сказал, что «освобожденная площадь составляет 503 тысячи 223 квадратных километра», хотя это в 2,5 раза больше всей площади Сирии.
После того, как новость попала в «Яндекс», утверждают бывший журналист пула Минобороны и сотрудник пресс-службы, офицеры министерства звонили в компанию и вели с «Яндексом» переговоры о снятии новостей. «Медиазона» отправила запрос в компанию, на момент публикации новости «Яндекс» не успел ответить на вопросы.
После публикации новости пресс-служба «Яндекса» сообщила, что «Яндекс.Новости» «никогда не редактирует сюжеты и не влияет вручную на их ранжирование».
«В случае, если СМИ некорректно осветило событие, мы можем только посоветовать обратиться к изданию для корректировки информации. Если источник сам удалил новость, то она исчезает и в Яндекс.Новостях.
С 2020 года у нас также появился функционал "официальный комментарий" на странице сюжета, через который СМИ могут передать опровержение или значимое уточнение к новости», — сообщили «Медиазоне» в пресс-службе.
Некоторые «хорошие» публикации о ведомстве и Шойгу, добавляет «Агентство», «придумывают» также в пресс-службе Минобороны, а затем передают их подрядчику в здании напротив Генштаба в центре Москвы. Издание выяснило, что подрядчик — структуры бизнесмена Владислава Клюшина, которого задержали в Швейцарии по запросу США.