ЕСПЧ признал гендерную дискриминацию в деле чеченки, у которой свекор отобрал четверых дочерей после смерти мужа
ЕСПЧ признал гендерную дискриминацию в деле чеченки, у которой свекор отобрал четверых дочерей после смерти мужа
23 ноября 2021, 20:20

ЕСПЧ признал гендерную дискриминацию в деле жительницы Чечни Луизы Тапаевой, у которой свекор отобрал четверых дочерей после смерти мужа. Об этом «Медиазоне» сообщили в «Правовой инициативе». Решение опубликовано на сайте суда.

ЕСПЧ пришел к выводу, что в случае Тапаевой российские власти нарушили статью 14 (запрещение дискриминации) во взаимосвязи со статьей 8 (право на семейную жизнь). Ей присудили 16 250 евро компенсации морального вреда. Адвокат «Правовой инициативы» Ольга Гнездилова отметила, что «суд впервые признал системную дискриминацию женщин на Северном Кавказе в их праве воспитывать и вообще видеть своих детей после развода или смерти супруга».

Муж Тапаевой погиб в июне 2015 года, в браке с ним она родила четырех девочек. В апреле 2016 года отец супруга похитил детей и запретил матери общаться с ними. Женщина обратилась в Урус-Мартановский городской суд. В июне 2016 года суд решил, что дети должны жить с Тапаевой и ее свекром в его доме. Она обжаловала это решение. В сентябре 2016 года Верховный суд Чечни встал на ее сторону, указав, что дети должны жить с матерью. Однако Тапаевой так и не удалось добиться от судебных приставов исполнения этого решения.

В июне 2017 года она вновь обратилась в городской суд с просьбой передать детей ей, этот иск удовлетворили. Верховный суд Чечни в сентябре 2017 года оставил это решение в силе. В октябре 2017 года свекор обратился в президиум Верховного суда Чечни с просьбой пересмотреть решение в пользу Тапаевой. Он подчеркнул, что в его доме внучки получат «надлежащее нравственное воспитание».

В феврале 2018 года президиум ВС Чечни встал на его сторону, указав, что предыдущие инстанции не рассмотрели, «кто лучше заботился о детях» и не учли «социальное поведение сторон» и «психологический климат» в семьях заявительницы и ее свекра. В апреле 2018 года городской суд решил, что девочки должны жить с дедушкой, в июле 2018 года Верховный суд Чечни оставил это решение в силе.

В мае 2018 года Тапаева обратилась в ЕСПЧ, в ноябре ее жалобу коммуницировали.