В суде над Евгенией Беркович и Светланой Петрийчук допросили секретного свидетеля, который принес запись спектакля в Центр «Э»
В суде над Евгенией Беркович и Светланой Петрийчук допросили секретного свидетеля, который принес запись спектакля в Центр «Э»

В Москве во 2-м Западном окружном военном суде, где продолжается процесс по делу режиссерки Евгении Беркович и драматурга Светланы Петрийчук, допросили засекреченного свидетеля, который принес в полицию видео спектакля «Финист Ясный Сокол». Его показания из зала суда передает корреспондент «Медиазоны».

Судья Юрий Массин присвоил свидетелю псевдоним «Никита» и постановил допросить его по аудиосвязи с искажением голоса.

Отвечая на вопросы гособвинительницы Екатерины Денисовой, «Никита» подтвердил, что осенью 2022 года он тайком снял на телефон спектакль в московском театре «Пространство внутри», а потом отнес запись в ЦПЭ. Поступить так, утверждал свидетель, его убедил некий друг-мусульманин с Северного Кавказа.

По словам «Никиты», перед тем, как отправиться на Петровку, 38, он долго колебался, но в конце концов «гражданская ответственность» взяла верх: «Совесть меня мучила, что есть такое произведение, которое рекламирует ценности радикального ислама, что Россия плохая, мужчины плохие тут, а они там все хорошие».

— Террористки показаны жертвами, а виновными назначены российское государство и общество. Потому что именно они подтолкнули девушек — это следует из их собственных историй — вступить в ИГИЛ, — объяснял свое возмущение «Никита».

Отвечая на вопрос судьи Массина, свидетель призналcя, что даже не читал составленную на Петровке с его слов объяснительную.

— Я доверяю сотрудникам полиции, — сказал он.

Как следует из показаний «Никиты» в суде, он работал на фестивале «Любимовка», где еще в 2019 году была представлена читка пьесы. Во время заседания он обращался к Евгении Беркович на ты, а Светлану Петрийчук и ее мужа Юрия Шехватова называл «Светой» и «Юрой».

Свидетель настаивал, что Беркович и Петрийчук еще до читки «Финиста» на фестивале «договорились» о будущей постановке спектакля, а во время обсуждения пьесы после читки вступили в «сговор» относительно «планирования рекламной кампании» и подходящей даты публикации видео, «чтобы привлечь больше внимания». При этом все видео с читками «Любимовки» по условиям фестиваля публикуются на ютубе в один день, и участники не могут на это повлиять, напоминила Петрийчук.

— Я работаю в театральной сфере и знаю отношение к данному вопросу. Боюсь за свою карьеру, — объяснял «Никита» свою анонимность. — В театре люди особенно эмоциональные. Могут остро реагировать. Я просто не знаю, чего ждать.

Ранее во время заседания 6 июня оперативник Центра «Э» Роман Лисуков рассказал, как в марте 2023 года некий «гражданин» принес в полицию тайком сделанную запись спектакля, поскольку усмотрел в нем «всевозможное оправдание деятельности террористической организации ИГИЛ». По словам Лисукова, этот доброжелатель «очень сильно опасается за свою жизнь», поэтому его опрос был засекречен.

Адвокат Ксения Карпинская на сегодняшнем заседании сказала, что защита считает это видео неправомерным доказательством, так как оно было получено с нарушениями. По мнению Карпинской, «допросом неизвестного лица обвинение попыталось нивелировать ошибки следствия с получением доказательств».

Евгению Беркович и Светлану Петрийчук обвиняют в оправдании терроризма (часть 2 статьи 205.2 УК) из-за спектакля «Финист Ясный Сокол» о судьбе россиянок, которые выходят замуж за исламистов и уезжают в Сирию. С мая 2023 года Петрийчук и Беркович находятся в СИЗО.