Родственники шестерых арестантов сообщили о пытках в СИЗО‑2 Таганрога; заключенных перевели туда после захвата заложников в ростовском СИЗО
Новость
25 октября 2024, 15:24

Родственники шестерых арестантов сообщили о пытках в СИЗО‑2 Таганрога; заключенных перевели туда после захвата заложников в ростовском СИЗО

Родственники шестерых арестантов-мусульман рассказали о пытках в СИЗО-2 Таганрога, пишет Центр защиты прав человека «Мемориал».

Речь идет о Магомеде Алханове, Магомеде Ханилаеве, Курбан-Исмаиле Мутаирове, Башире Дибирасулаеве, Шамиле Хантуеве, Малике Гандалоеве и Амирхане Агамурзаеве. Точное число подвергнутых пыткам в таганрогском СИЗО неизвестно, подчеркивают правозащитники.

Со слов родственников известно, что от арестантов требуют сознаться в соучастии в побеге из СИЗО-1 Ростова-на-Дону, во время которого были взяты в заложники двое сотрудников ФСИН, и рассказать, кто из сотрудников этого изолятора помог организовать побег. Ранее все заключенные говорили, что не причастны к произошедшему и 16 июня — в день захвата — не выходили из камеры в СИЗО-1. После перевода в СИЗО-2 Таганрога все они дали признательные показания.

К заключенным применяют физическую силу, запрещают им молиться и «произносить любые слова, связанные с исламом». В знак протеста, пишет «Мемориал», многие из них нанесли себе травмы — в основном, резаные раны живота, однако руководство СИЗО-2 пытается это скрыть. Адвокатов и представителей общественной наблюдательной комиссии (ОНК) к арестованным не пускают.

В СИЗО-2 Таганрога содержали украинских военнопленных. Перед смертью там находилась украинская журналистка Виктория Рощина. По воспоминаниям освобожденных из плена украинцев, для пыток охрана изолятора использует резиновые дубинки, деревянные молотки и электрошокеры. Сообщалось, что пленных избивают во время ежедневных обысков и допросов. 22 октября 161.RU писало, что в СИЗО-2 все же побывала ОНК — впервые с начала войны. Глава ростовской областной комиссии рассказал изданию, что перед визитом наблюдателей украинцев из изолятора вывезли и разместили там обычных арестантов. Где сейчас находятся пленные, неизвестно.

В июле «Мемориал» сообщал, что из СИЗО-1 в Ростове-на-Дону вывезли минимум четверых арестантов-мусульман. Правозащитники еще тогда опасались, что их могут пытать, чтобы заставить признаться, что они были соучастниками захватчиков. Среди вывезенных арестантов был и Алханов. Его обвиняют по делу о нападении на псковских десантников в феврале 2000 года — «Мемориал» считает это дело сфабрикованным.

Правозащитники писали, что в ростовском СИЗО-1 Алханов содержался в одной камере с участниками побега. На следующий день после захвата заложников он рассказал адвокату, что не знал о планах сокамерников и сообщил об этом допросившим его следователю и «еще троим сотрудникам, предположительно, ФСБ». По информации «Мемориала», после штурма в СИЗО-1 Алханова и «многих других арестантов, исповедующих ислам», избили спецназовцы, но их родственники не стали сообщать об этом, опасаясь, что это сделает только хуже.

24-летнего студента медакадемии из Астрахани Малика Гандалоева, который упоминается в публикации «Мемориала», в июле приговорили к 20 годам лишения свободы по делу об участии в ИГ. Гандалоев содержался в СИЗО-1 Ростова-на-Дону.

Утром 16 июня шестеро заключенных этого изолятора c ножами, заточками и флагом «Исламского государства» взяли в заложники сотрудников ФСИН. Спустя несколько часов ведомство сообщило, что нападавших убили. Один из них, Даниил Камнев, выжил. 4 июля суд арестовал его. В заседании он не участвовал.

Следствие считает, что Гандалоев сбежал из камеры вместе с другими — он был единственным, кого задержали практически сразу, поэтому в захвате заложников он не участвовал. 11 июля суд отправил Гандалоева в СИЗО по делу о побеге из-под ареста, совершенного с применением насилия (часть 3 статьи 313 УК). Телеграм-канал Mash утверждал, что во время задержания Гандалоев ранил заточкой сотрудников изолятора.