Власти Казахстана освободили якутского музыканта, выдачи которого добивалась Россия из‑за антивоенных акций; он улетел в Германию
Новость
9 ноября 2024, 19:17

Власти Казахстана освободили якутского музыканта, выдачи которого добивалась Россия из‑за антивоенных акций; он улетел в Германию

Якутский активист Айхал Аммосов (Игорь Иванов), экстрадиции которого из Казахстана добивалась Россия, освободился из-под ареста и улетел в Германию. Об этом сообщают телеграм-канал «Публичные призывы» и издание «Важные истории».

Активиста отпустили из СИЗО Алматы 8 октября, после года под арестом. С помощью правозащитников он получил гуманитарную визу Германии.

Власти Казахстана ранее, как говорила адвокат Инара Масанова, отказывались предоставить активисту статус беженца.

Айхал Аммосов, который был лидером панк-группы Crispy Newspaper, после начала войны в Украине проводил в Якутске антивоенные акции. В 2022 году он делал граффити «Нет войне» на трех языках, раздавал листовки «Испачкай руки краской, а не кровью» и выходил к зданию похоронной компании с плакатом «Жених приехал».

Из-за этого его штрафовали по административной статье о «дискредитации» армии, а из-за баннера на крыше бассейна в центре Якутска с надписью Yakutian punk against war против него возбудили уже уголовное дело о «дискредитации».

В конце 2022 года Аммосов во время рассмотрения дела в суде бежал в Казахстан. Якутские следователи заочно возбудили против музыканта новое дело — по статье об оправдании терроризма.

В Уголовном кодексе Казахстана есть аналогичная статья, в отличие от статьи о «дискредитации» армии, что позволило России добиваться его выдачи. В результате в октябре 2022 года Аммосова задержали в октябре и отправили в СИЗО Алматы. В письмах из-под ареста он рассказывал об ухудшении здоровья из-за условий содержания и плохого питания.

«[За год заключения] в тюрьме я застал три бунта, — рассказал Аммосов "Важным историям". — Сперва мы держали 10-дневную голодовку, а в конце января организовано устроили бунт против ментовского беспредела и условий жизни. 22 января произошло землетрясение в Алматы, и менты убежали из СИЗО на улицу, забыв заключенных. Тюрьма взбунтовалась снова. Во время большого бунта на подавление вызвали местный "Беркут", многих отправили в карцер, но меня отстояли другие арестанты».