Суд в Москве заочно вынес приговор бизнесмену и меценату Борису Зимину
Преображенский районный суд Москвы заочно приговорил бизнесмена Бориса Зимина к девяти годам колонии общего режима и штрафу в один миллион рублей. Об этом сообщили столичная прокуратура и пресс-служба суда.
Приговор вынесли по делу о мошенничестве, которое возбудили из-за покупки в 2019 году компанией Зимина контрольного пакета акций каршеринга BelkaCar у швейцарской инвестиционной компании Winterberg Group (прежнее название Bryanston Group).
В компании произошел корпоративный конфликт. Как писали «Коммерсант» и РБК, владельцем этого пакета ранее был немецкий инвестор Бенедикт Соботка, бывший президент и совладелец Bryanston Group, а российское подразделение «Брайнстон» управляло его российскими активами.
Структуры Соботки обвинили Bryanston Group в убытках из-за вывода из группы 52,4% BelkaCar и других активов, что привело к судебному разбирательству на Кипре (там была зарегистрирована материнская компания каршеринга).
В октябре 2021 года уголовное дело было возбуждено и в России. Вначале были задержаны немецкий инвестор Ральф Новак и инвестиционный директор Winterberg Group Ильмар Азмуханов. По версии следствия МВД России, они в сговоре с руководством кипрской BelkaCar LTD незаконно продали 52% акций каршеринговой компании, не уведомив об этом владельцев фирмы, и похитили 50%-ную долю Соботки в «Брайнстон».
Летом 2024 года обоих приговорили в Москве к реальным срокам. Новак не пришел на оглашение приговора, поскольку скрывался в посольстве Германии в Москве. По данным немецкого журнала Spiegel, через два дня он покинул здание дипмиссии и пришел во ФСИН после «продолжительных переговоров с дипломатами и своими адвокатами», поскольку «убежище в таких уголовных делах не предусмотрено».
Обвинения по делу также заочно предъявили Борис Зимину. По версии российского следствия, вместе с Новаком и Азмухановым он составил план хищения акций BelkaCar (часть 4 статьи 159 УК). Помимо него, был также заочно арестован исполнительный директор российской «Брайнстон» Фабиан Кройхер.
Сам меценат зимой 2023 года назвал это дело политическим. По его словам, он не знал Новака и Азмуханова до 2019 года. «Я должен передать им слова поддержки, потому что, как теперь выясняется, этих людей, очевидно, держат в заложниках в надежде на их показания против меня», — говорил Зимин в комментарии изданию RTVI.
«Мы помогали, сначала дали в долг, в какой-то момент даже стали акционерами, — добавлял Зимин. — Это история про сочувствие стартапу, который оказался в сложной ситуации из-за того, что партнеры ссорились — один шантажировал другого, и все это вылилось в то, что стартап не мог получать деньги и развиваться».