Уральского анархиста Алексея Рожкова приговорили к 16 годам по делу о поджоге военкомата
Новость
20 мая 2025, 9:50

Уральского анархиста Алексея Рожкова приговорили к 16 годам по делу о поджоге военкомата

Центральный окружной военный суд в Екатеринбурге приговорил к 16 годам лишения свободы 27-летнего анархиста Алексея Рожкова, поджегшего военкомат в городе Березовском еще в начале российского вторжения в Украину. Об этом сообщает корреспондент «Медиазоны» из зала суда.

Рожкова судили по статьям о теракте, а также об оправдании терроризма и распространении «фейков» о российской армии — за интервью в программе «Ходорковский LIVE».

Первые пять лет Рожков должен будет провести в тюрьме, остальной срок — в колонии строгого режима. Также ему на четыре года запретили администрировать сайты и каналы в интернете.

Гособинительница Татьяна Новосельцева просила приговорить Рожкова к 19 годам. Во время прений прокурор делала упор на то, какой ущерб мог бы нанести пожар, если бы военкомат сгорел полностью.

Адвокат Рожкова, Наталья Новикова, в свою очередь напомнила, что пожара как такового не было, только поплавились пластиковые входные двери, а общественный защитник добавил, что реальный ущерб составил 1256 рублей.

После приговора Новикова рассказала журналистам, что она и ее подзащитный не согласны с решением суда и будут его обжаловать.

Алексей Рожков — 27-летний анархист из Березовского (город-спутник Екатеринбурга). «Медиазона» подробно рассказывала его историю.

До войны Рожков работал консультантом в магазине электроники DNS. 11 марта 2022 года мужчина бросил в здание городского военкомата три коктейля Молотова— на тот момент это был третий случай поджога комиссариата на всю страну. Здание почти не пострадало от огня — его сразу потушили. На ближайшем заборе Рожков нарисовал оранжевой краской пацифик.

Мужчину быстро задержали. На допросе он сразу признался в поджоге и объяснил, что сделал это в знак протеста против войны в Украине. Рожков настаивал, что целью его акции была не «дестабилизация обстановки» в стране и не уничтожение военкомата, а привлечение внимания к войне и отправке на фронт срочников.

«Я показал, что в нашей стране есть по крайней мере один гражданин с антивоенной позицией, который не смог остаться равнодушен как к отправке на войну срочников, так и прочим тяжелейшим для людей последствиям. На тот момент, пожалуй, да. Сейчас, естественно, я не один узник совести, их довольно много. Я осквернил вход в военкомат, который посчитал символом текущей до сих пор войны», — говорил Рожков уже во время прений, подчеркивая, что не искал «какой-либо выгоды или денежного вознаграждения» и не был никем завербован. Во время последнего слова он также выступил с антивоенной речью.

Позже Рожков рассказал, что в день задержания в отделе полиции силовики таскали его за волосы, а один из полицейских угрожал «найти палку подлиннее».

Сначала мужчину отправили в СИЗО по статье о покушении на убийство охранницы Светланы Султановой, которая потом в суде утверждала, что руками тушила огонь в тамбуре через «пятимиллиметровую дырку» в стеклянном ограждении.

В изоляторе Рожков попал в психиатрическое отделение из-за мучавшей его бессонницы. По его словам, он спал не больше часа в сутки, а лечение, назначенное тюремными врачами, не помогало.

Через полгода обвинение Рожкову переквалифицировали на покушение на уничтожение чужого имущества, а его самого отпустили под подписку о невыезде.

После объявления в сентябре 2022 года мобилизации по стране прокатилась новая волна поджогов военкоматов, которые начали квалифицировать на теракты. Рожков, как объяснял он сам, испугался, что следствие решит ужесточить и обвинение против него, и сбежал в Кыргызстан.

30 мая 2023 года в его съемную квартиру в Бишкеке пришли местные силовики. Они отказались вызвать Рожкову защитника и угрожали отправить в «пресс-хату». В итоге его насильно отвезли в аэропорт и отправили в Россию.

Во время допроса в суде Рожков рассказал, что после прилета в Екатеринбург его били электрошокером, надев мешок на голову, угрожали убийством и изнасилованием.

Анархиста вновь отправили в СИЗО, а обвинение против него, как он и опасался, ужесточили до теракта. Кроме того, ему вменили еще две статьи.

Будучи в Кыргызстане, Рожков дал интервью в программе «Ходорковский LIVE», где рассказал о своем поступке. «Я не важнее тех людей, которых бомбят сейчас в Украине и оставляют без света, без продовольствия, устраивают геноцид, — говорил он тогда. — Я не важнее этого всего. Важнее — это то, что если плохое происходит, это нужно закончить».

Следовательница Евгения Брагина нашла в словах Рожкова оправдание терроризма и распространение «фейков» о российской армии.