Чемпионке Украины по пауэрлифтингу назначили 19 лет по обвинению в подрыве ЛЭП и подготовке покушения на полковника ВКС
Новость
21 ноября 2025, 16:59

Чемпионке Украины по пауэрлифтингу назначили 19 лет по обвинению в подрыве ЛЭП и подготовке покушения на полковника ВКС

2-й Западный окружной военный суд в Москве приговорил к 19 годам лишения свободы 42-летней Юлии Лемещенко, обвиняемой в госизмене, обучении терроризму, диверсии и подготовке теракта. Об этом сообщает корреспондент «Медиазоны» из суда.

Государственный обвинитель Майорова попросила назначить ей 23 года колонии. Также суд назначил ей штраф 1 миллион рублей и удовлетворил гражданский иск комании «Ленэнерго» на 2,2 миллиона рублей.

— Надеюсь, вы все-таки осознаете и поймете, что вы сделали, — сказал судья Вадим Краснов после приговора.

— Я надеюсь, Российская Федерация тоже осознает, — ответила Лемещенко.

В суде она не захотела подробно рассказывать о своих действиях, поэтому прокурор огласила ее показания, данные на следствии.

Она родилась в Старом Осколе, жила в Воронеже. В 2014 году ее муж устроился на новую работу, и они втроем с сыном переехали из Воронежа в Харьков. С мужем они затем расстались. Лемещенко занялась пауэрлифтингом, работая тренером, и в 2021 году стала чемпионкой Украины в этом видео спорта.

После вторжения России она сначала уехала в Германию, но в 2023 году вернулась и решила присоединиться к легиону «Свобода России», но только прошла собеседование. Весной 2024 года рядом с их домом в Харькове взорвался боеприпас — выбило окна. На время ремонта она переехала в Киев, где прошла обучение стрельбе из разных видов оружия, управлению беспилотниками и изготовлению взрывчатки. По словам Лемещенко, инструкторы уклонялись от вопросов, в каком формировании они служат. В качестве компенсации ей обещали гражданство Украины.

— Гражданство получили Украины? — с намеком спросил судья Вадим Краснов, прерывая оглашение материалов.

— Пока еще нет, — улыбаясь ответила Лемещенко.

В августе она через Одессу, Кишинев и Тбилиси (там остался 13-летний сын) доехала до Воронежа, где когда-то жила. Там она через черновики писем в гугл-почте, Signal и вотсап вышла на связь с ЛСР. Для подготовки диверсий ей дали полторы тысячи долларов и 300-350 тысяч рублей. Она купила все ингредиенты для бомбы и изготовила около 10 килограммов взрывчатки. В октябре Лемещенко взорвала опоры линии электропередач под Петербургом. За выполнение задания ей прислали еще 300 тысяч рублей.

Затем в ноябре с ней связались и попросили найти в Воронеже командира авиабазы полковника Алексея Лободу. Судья Краснов спросил, зачем она помогала в слежке за Лободой. Та ответила, что хотела помочь в борьбе с теми, кто бомбит ее город.

— Я защищала свой дом.

— А [родной] Старый Оскол домом своим не считаете?

— Мой дом — Харьков!

В январе 2025 года, продолжая наблюдение за Лободой, Лемещенко собрала две бомбы из бытовых ингредиентов. Вскоре после этого ее задержали, а наблюдение за ней вели как минимум с декабря (в деле процитированы фрагменты прослушки) после выезда в Египет на встречу с представителями украинских спецслужб. Судья Краснов уточнил, понимала ли она, для чего нужна была бомба. «Наверняка в целях какой-то новой диверсии», — согласилась подсудимая, добавив, что бомбы должны были забрать другие люди.

— Вам не говорили взорвать подъезд вообще, где он проживает?

— Нет, я бы этого конечно не сделала.

На следствии и в суде Лемещенко признала совершенные действия, но сказала, что «с моральной стороны» виновной себя не считает. Уже в СИЗО она просила родственников передать в Украину, чтобы ее включили в списки на обмен.

Судья Краснов спросил, почему Лемещенко выбрала такой радикальный метод борьбы, а не стала, например, оказывать медицинскую помощь.

«Я ответить могу только риторическим вопросом: почему Россия прибегает к силовым методам и уничтожает города Украины? Началась война, понимаете?» — сказала Лемещенко. Судья парировал, что война к тому моменту шла уже восемь лет. Подсудимая ответила, что конфликт к началу 2022 года был заморожен, а она хотела оказывать любую помощь, ей предложили стать диверсантом.

— До какого предела вы готовы были идти?

— Мои действия не должны повлечь собой человеческих жертв. Меня там услышали. На этом мы договорились.

На утверждения судьи Краснова, что без света остались больницы, Лемещенко ответила, что ее целью было обесточить завод по производству беспилотников. Она рассказала, что с сыном в Харькове они часто сидели без света под бомбежками, но ей искренне жаль, что петербуржцы могли пострадать.

По словам Лемещенко, во время следствия сотрудники ФСБ угрожали ей убийством, но она «старалась говорить правду». От своих показаний она не отказывалась, а на давление не жаловалась, так как не считала, что кого-то могут за это наказать.