Путин сказал, что за нарушение закона об «иноагентах» в России нет реальных сроков; их заочно получили Юрий Дудь, Илья Яшин и Борис Акунин
Новость
9 декабря 2025, 19:35

Путин сказал, что за нарушение закона об «иноагентах» в России нет реальных сроков; их заочно получили Юрий Дудь, Илья Яшин и Борис Акунин

Владимир Путин на заседании президентского Совета по правам человека (СПЧ) сказал, что российское законодательство об «иностранных агентах» не предусматривает лишения свободы. Видео с его словами публикует РИА «Новости».

Сначала Путин сказал, что закон об «иностранных агентах» «придумали» в США: «Ну, это не мы придумали его. Это в США было сделано в 40-е годы прошлого века. Не мы же придумали».

«Там грозит — нарушение этого закона — грозит тюремным заключением. У нас же нет такого. У нас собственно одно самое главное: покажите источники финансирования. Ну и че же здесь такого страшного? Мне кажется, особенно ничего здесь страшного нет. Хотя мы много раз обращались к этой теме: тоже никто с ума сходить не должен, это совершенно очевидно. Не нужно этим мечом размахивать налево и направо, все должно быть очень взвешенно, аккуратно и без всяких там нарушений», — добавил он.

Уголовная статья об уклонении от исполнения обязанностей «иностранного агента» (330.1 УК) предусматривает реальное лишение свободы. Первым человеком, которому по ней назначили срок в колонии, стал журналист Юрий Дудь: в ноябре его заочно приговорили к году и 10 месяцам заключения. До этого реальные сроки просили назначить только тем, у кого, помимо «иноагентской», были и другие статьи обвинения. Либо тем, кого уже осудили по другим делам.

Сегодня к такому же сроку по «иноагентскому» делу заочно приговорили политика Илью Яшина. В прениях государственный обвинитель Екатерина Дроздова говорила, что Яшин считается не судимым по предыдущему делу о военных «фейках», по которому ему назначили 8,5 лет колонии. Это стало возможным, потому что в августе 2024 года в рамках обмена на российских шпионов Яшин был помилован указом Путина. Несмотря на это, прокурор запросила по новому делу почти максимальный срок, объяснив это мотивом «политической ненависти».

3 декабря год заключения по делу об «иноагентстве» заочно назначили писателю Борису Акунину. Летом его заочно осудили по статьям о содействии террористической деятельности, оправдании терроризма и нарушении порядка деятельности «иноагента». Тогда суд приговорил писателя к 14 годам строгого режима. Во время рассмотрения нового дела первый приговор еще не вступил в силу. Вместе с ним Акунину назначили 15 лет заключения, причем первые четыре года писатель должен провести в тюрьме, а остаток срока — в колонии строгого режима.