некоммерческих организаций смогли добиться исключения из реестра «иностранных агентов»
Источник: МинюстЗа все время действия принятого в ноябре 2012 года закона о регулировании деятельности некоммерческих организаций, признанных «иностранными агентами», добиться исключения из реестра «инагентов» смогли всего шесть российских НКО.
Доказать государству, что они не занимаются политической деятельностью на иностранные деньги, удалось фонду Евгения Ясина «Либеральная миссия», самарскому «Учебному центру экологии и безопасности», пермскому Центру гражданского анализа и независимых исследований ГРАНИ, волгоградской НКО «Молодежный центр консультации и тренинга», «Солдатским матерям Санкт-Петербурга» и Костромскому центру поддержки общественных инициатив.
Однако даже после исключения из реестра «иностранных агентов» эти организации продолжают оставаться в списке Минюста с пометкой «Прекращение выполнения функций иностранного агента».
Всего в реестре 108 некоммерческих организаций. Первая — некоммерческое партнерство «Содействие развитию конкуренции в странах СНГ» — была внесена в него 27 июня 2013 года. Последняя на сегодня — Калининградская региональная общественная организация содействия развитию женского сообщества «Мир женщины» — попала в этот список 11 декабря 2015 года.
Закон о реестре «иностранных агентов» был принят летом 2012 года. Он обязал организации, занимающиеся политической деятельностью и получающие финансирование из-за рубежа, получать особый статус и регистрироваться в специальном реестре. Среди обязанностей «иностранного агента» — подавать финансовую отчетность в Минюст четыре раза в год (вместо одного) и сопровождать свой сайт и все выпускаемые материалы пометкой «выпущено организацией, выполняющей функции иностранного агента». Первоначально предполагалось, что НКО будут самостоятельно регистрироваться в качестве «иностранного агента», а за невыполнение этой нормы их будут штрафовать. В июне 2014 года был подписан закон о принудительном включении в реестр тех НКО, которые Минюст назовет «иностранными агентами».
За два года активного включения в реестр в нем оказались почти все крупнейшие российские правозащитные организации: «Агора», «Мемориал», «Комитет против пыток», «Общественный вердикт», «За права человека», «Голос», «Гражданское содействие», а также фонды «Среда» (занимался поддержкой СМИ) и «Династия» (поддерживал научные и просветительские проекты).
Последние после решения судов о штрафах и внесении в реестр объявили о самоликвидации. Отказался работать в статусе «иностранного агента» и «Комитет против пыток», а его руководство зарегистрировало «Комитет по предотвращению пыток», где правозащитники успешно продолжили работу. Согласно данным реестра, исключить из него из-за самоликвидации пришлось 12 организаций.
Большинство оставшихся в реестре организаций «иностранными агентами» себя не признают, ссылаясь либо на отсутствие иностранного финансирования, либо на то, что их деятельность не носит характер политической. Последнее доказать сложнее, потому что Минюст относит к видам политической деятельности «проведение публичных мероприятий» и «формирование общественного мнения» — именно так объяснено включение в реестр большинства организаций. Благодаря широте критериев в списке «иностранных агентов» числятся не только правозащитники, экологи и социологи, но и, например, Краснодарская краевая общественная организация выпускников вузов, «Союз работодателей» Ефремовского района Тульской области, Еврейский общинный культурный центр Рязанской области и омский фотоклуб «Событие».
Более двух десятков «иностранных агентов» обратились в Европейский суд по правам человека: в 2013 году в ЕСПЧ подали коллективную жалобу на закон об «иностранных агентах» одиннадцать НКО, позже отдельные организации обжаловали уже непосредственно собственное включение в реестр. Последняя из принятых ЕСПЧ к рассмотрению — жалоба Центра информации «Фриинформ», который администрирует новостной агрегатор Besttoday.ru и страницу Pomnibeslan.ru, созданную в рамках онлайн-проекта «Правда Беслана».
Источник: Министерство юстиции.
Суд вернул в прокуратуру один из эпизодов дела, Дарья Козырева остается в СИЗО