В ночь на 21 октября частный самолет Dassault Falcon-50 при разгоне на взлетно-посадочной полосе задел машину аэродромной службы. В результате крушения погибли все три члена экипажа самолета и находившийся на борту пассажир — им оказался глава французской нефтяной компании Total Кристоф де Маржери. Водитель снегоуборочной машины, которую задел самолет, не пострадал.
Следственный комитет России возбудил уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации судна воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц»). Одновременно прокуратура Парижа завела дело по факту «непредумышленного убийства». По данным российских следователей, все произошло в 23:57 по московскому времени. Вылетавший из Москвы в Париж Falcon при разгоне для взлета на первой ВВП уже почти в момент отрыва от земли в районе пересечения с другой ВВП врезался в снегоуборочную машину, задев ее левым крылом. Самолет рухнул на землю и загорелся, а некоторые его части были разбросаны в диаметре нескольких десятков метров.
Практически сразу следователи задержали Владимира Мартыненко — водителя злополучной снегоуборочной машины. Глава пресс-службы СК Владимир Маркин поспешил заявить, что водитель был пьян.
«Интерфакс» со ссылкой на свои источники передавал, что якобы Мартыненко после задержания признался, что перед тем, как сесть за руль, он выпил кофе с ликером. Исследования, по информации агентства, также подтвердили наличие в его крови алкоголя в небольшой концентрации.
Между тем, во время пресс-конференции в среду адвокат Карабанов жаловался, что следствие так и не ознакомило его с результатами обследования Мартыненко на алкоголь — защитник предположил, что этого документа в реальности вообще не существует. По словам адвоката, у Владимира Мартыненко больное сердце, и алкоголь он вообще не пьет.По словам защитника, после задержания Мартыненко «находится в эмоциональном шоке и жалуется на боль в сердце из-за хронического заболевания».
«Мы сейчас общаемся с его родственниками, они в один голос заявляют, что он вообще не пьет, утром вышел на работу трезвый, всегда отдает себе отчет в том, что он — на ответственном объекте. Мы понимаем, что из него сейчас хотят сделать “козла отпущения”», – рассказал адвокат.
Его клиент был абсолютно законно допущен к работе, настаивает Карабанов: «В деле имеются документы о том, что перед сменой мой подзащитный проходил медосмотр, врач официально допустил его к работе. После этого он отправился за листом для получения автомобиля».
Адвокат также рассказал, что Мартыненко проработал на своей должности около 10 лет и имел высокую квалификацию.
У Мартыненко срывается голос. Он в отчаянии. Очень тяжелое зрелище
— Класс коррекции (@akselenc) 23 октября 2014
Накануне адвокат Карабанов рассказывал, что перед катастрофой Владимир Мартыненко отбился от колонны спецтехники, двигавшейся по взлетно-посадочной полосе.
Сам Мартыненко во время допроса в СК, который был показан «Первым каналом», описывал происшедшее так: «Я потерял ориентир и сам не заметил, когда я выехал на взлетную полосу. Самолет шел на взлет, я его практически не видел и не слышал, потому что техника работает, и нет ни фонарей, ничего. Получился удар».
Он уточнил, что не видел приближающегося к нему самолета: «Я его практически не видел и не слышал, ни фонарей, ничего не было».
«Очевидно, что причиной случившегося стало вовсе не жуткое трагическое стечение обстоятельств, как это пытаются преподать представители аэропорта, а преступное попустительство должностных лиц, которые не смогли обеспечить согласованность действий сотрудников аэропорта» — грозился пресс-секретарь СК Владимир Маркин.
В ночь с четверга на пятницу стало известно, что следователями были задержаны ведущий инженер аэродромной службы аэропорта Владимир Леденев, который руководил снегоуборочными работами, а также руководитель полетов Роман Дунаев, диспетчер-стажер Светлана Кривсун и диспетчер Александр Круглов.
«Как полагает следствие, указанные лица не обеспечили соблюдение требований безопасности полетов и проведения наземных работ, что привело к трагедии. Задержанные допрошены в качестве подозреваемых», — говорится в сообщении ведомства.
Ранее адвокат Карабанов настаивал, что «Мартыненко периодически сверял маршрут с инженером, его маршрут корректировался».
Кроме того, в четверг подали в отставку генеральный директор Международного аэропорта Внуково Андрей Дьяков и его заместитель Сергей Солнцев. Также от выполнения служебных обязанностей отстранены сменный директор аэропорта, начальник подразделения эксплуатации аэродрома, ведущий инженер-руководитель смены.
Расследование авиакатастрофы во Внуково проводит комиссия Межгосударственного авиационного комитета с участием специалистов Росавиации. Специалисты МАК уже извлекли информацию с бортовых самописцев самолета и скопировали ее.
«На самолете установлены современные и хорошо защищенные самописцы, что позволило оперативно провести данные работы. Надеемся, что качество скопированной информации окажется достаточным для проведения всестороннего расследования», — сказал неназванный представитель МАК.
В настоящее время специалисты МАК изучают записи камер видеонаблюдения, оценивают метеорологическую обстановку на момент крушения самолета, анализируют необходимую документацию, добавил представитель комитета.
Интересно, что один из диспетчеров производственно-диспетчерской службы аэропорта «Внуково» анонимно сделал «Газете.ру» такое признание:
«Никакого контроля многочисленные сотрудники, работающие на ВПП не проходят, медицинского уж точно, на это ушло бы очень много времени. Там даже, откровенно говоря, нет специальной охраны. У нас люди убегали на взлетное поле — думали, что сами найдут свой самолет».
В свою очередь, неназванный источник рассказал «Коммерсанту», что снегоуборочная машина Мартыненко несанкционированно заняла ВПП — запрос на выход не поступил диспетчеру. При этом, по его словам, еще предстоит выяснить, работала ли в тот момент система наземного радиолокационного слежения за объектами на ВВП. Как пояснил источник, в случае появления на полосе машины или самолета на табло диспетчера должно высвечиваться: «ВВП занята». Самостоятельно же экипаж воздушного судна вряд ли мог увидеть снегоуборочную машину на ВВП - погодные условия, хоть и позволяли взлет, но были далеки от идеальных — туман и видимость менее 500 метров.
— Я очень разочарован работой этого суда. Мы крайне возмущены, – комментирует решение об аресте адвокат Карабанов.
По его словам, доводы следствия о том, что Мартыненко может скрыться, ничем не обоснованы. Загранпаспорта у него нет. Его подзащитный своей вины не признает.
— На заседании была предоставлена справка, в которой врач заключает, что не может сказать, было алкогольное опьянения или нет. Точно это станет известно только через 5-7 дней, – уточняет защитник.
В это время мимо адвоката буквально протащили в наручниках обескураженного Мартынова, который с трудом семенил за полицейским конвоем.
Угроза столкновения самолетов с наземной техникой на летном поле — не редкий случай для российских аэропортов, где наземное обеспечение полетов в российских аэропортах находится на низком уровне. Как пишут «Ведомости», такое появилось на сайте авиакомпании «Ямал», правда, через несколько часов оно было удалено.
В «Анализе проблем наземного обеспечения полетов в аэропортах РФ» компания сообщила о неоднократных угрозах столкновения самолетов с наземной техникой на летном поле. За период с 2010 года по настоящее время с самолетами авиакомпании произошло около 18 «авиационных событий», причиной которых стали нарушения работниками служб обеспечения полетов в российских аэропортах.
Как сообщает «Ямал», в 2004 году самолет авиакомпании едва не столкнулся со снегоуборочной машиной, выехавшей на ВПП аэропорта Салехарда. В 2014 году «по причине несанкционированного занятия транспортным средством (тягач с асфальтоукладчиком на борту) взлетно-посадочной полосы аэродрома “Рощино”» самолету пришлось уйти на второй круг, чтобы избежать столкновения с наземной техникой. В том же году после посадки в аэропорту «Рощино» «во время руления в непосредственной близости от воздушного судна курс руления пересек топливозаправщик». «Если бы экипаж не применил экстренное торможение, то столкновение с топливозаправщиком могло привести к воспламенению и взрыву авиационного топлива с вытекающими из этого катастрофическими последствиями», — уточняет авиакомпания.
Компания также приводит в пример другие происшествия в аэропортах Салехарда, Ноябрьска, Нижневартовска, Нового Уренгоя, Надыма, в «Рощино» и «Домодедово». Трижды самолет авиакомпании «едва не выкатился» за пределы ВПП из-за несоответствия значения коэффициента сцепления на взлетно-посадочной полосе, полученного по метеоканалу, его фактическому значению, говорится в сообщении «Ямала». Ряд происшествий был связан со столкновением с птицами или их попаданием в двигатель. Также авиакомпания сообщает о случаях повреждения самолета автомобилем-заправщиком и наезде спецмашины на плоскость крыла самолета. «Ямал» также приводит в пример случаи, когда самолет был поврежден пассажирским трапом.
Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!
Мы работаем благодаря вашей поддержке