В Новосибирске начинается судебный процесс по делу оппозиционера Леонида Волкова. На момент возбуждения уголовного дела он возглавлял новосибирский предвыборный штаб «Демократической коалиции». По версии следствия, 17 июля 2015 года, когда в Новосибирск приехал оппозиционер Алексей Навальный, у здания регионального отделения партии Парнас Волков мешал сотрудникам телеканала Lifenews проводить видеосъемку, «принуждал журналиста к отказу от распространения информации, применяя при этом насилие, именно, схватив и с силой сжимая руку журналиста» и повредил микрофон телеканала.
Волкова обвиняют в воспрепятствовании законной профессиональной деятельности журналиста (статья 144 УК), ему грозит до шести лет лишения свободы.
Инцидент произошел во время нападения активистов Народно-освободительного движения (НОД) на штаб-квартиру оппозиции. Навального закидывали яйцами, а корреспондент прокремлевского концерна Арама Габрелянова попытался снять момент нападения максимально близко. На его пути встал Волков. На видеозаписи отчетливо слышно, как будущий потерпевший спрашивает главу избирательного штаба оппозиции: «Тебе что, руку сломать?»
Потерпевшим по делу проходит журналист Lifenews Александр Поступинский. Он написал заявление на Волкова 23 июля. Причем первоначально речь шла о повреждении микрофона на сумму превышающую 30 тысяч рублей. Сам Поступинский в показаниях уверял, что сам по время инцидента с Волковым не пострадал, речь шла только о сломанном оборудовании.
В рамках расследования была проведена экспертиза микрофона. По ее результатам стало известно, что микрофон находится в рабочем состоянии. Тогда проходит новый допрос Поступинского, на нем журналист лоялистского издания вспоминает, что во время инцидента Волков схватил его за руку и причинил физическую боль.
В итоге Волкову предъявили обвинение по статье о воспрепятствовании профессиональной деятельности журналиста, но отказались инкриминировать статья 167 УК (уничтожение или повреждение имущества).
По суда Волков находился под подпиской о невыезде и руководил избирательным штабом «Демократической коалиции» на выборах в Костроме.
Заседание началось под председательством судьи Татьяны Петровой. Сторону обвинения представляет прокурор Толстых. Волкова защищает адвокат Владимир Бандура.
Потерпевший Поступинский в суд не явился. Вместо него на заседании присутствует замглавного редактора телеканала Lifenews в Новосибирске Ольга Кирсанова.
Слово берет прокурор, он читает обвинительное заключение. «Поступинский должен руководствоваться законом о СМИ. Поступинскому и оператору телеканала было дано редакционное задание взять интервью у Навального с целью освещения избирательной кампании. Поступинский и оператор Кошелев, находясь при исполнении должностных обязанностей, прибыли к штабу Парнас. Поступинский подошел к Навальному и руководствуясь законом о СМИ протянул в сторону последнего микрофон с изображением телеканала Lifenews, идентифицирующий его как корреспондента данного телеканала. Рядом с Навальным находился руководитель предвыборного штаба Парнас Волков, который осознавал что Поступинский является журналистом Lifenews», – говорит представитель стороны обвинения.
«У Волкова по мотивам неприязненного отношения к деятельности телеканала Lifenews возник умысел воспрепятствования профессиональной деятельности путем принуждения к отказу от распространения информации. Волков умышленно целенаправленно в целях воспрепятствования путем принуждения к отказу от распространения информации путем совершения насильственных действий и повреждения вверенного ему имущества схватил микрофон. Начал вырывать его из рук Поступинского. Левой рукой схватил левую руку Поступинского , в которой он держал микрофон, и применяя насилие стал сильно сжимать её причиняя ему боль. От чего на левой руке Поступинского образовался кровоподтек», – продолжает прокурор. Ущерб телеканала оценен в 1473 рубля.
Интересно, обвинитель по делу Волкова смотрела фильм про Чайку? pic.twitter.com/KztOJIxohc
— Ivan Zhdanov (@IoannZH) 3 декабря 2015
Волков говорит, что вину полностью не признает. По его словам, все обвинения опровергаются экспертизой. «Мы представим доказательства, посмотрим видео. Дело носит политический характер и направлено на то, чтобы не дать мне возможности участвовать в выборах в Госдуму в будущем году», – говорит Волков.
Теперь выступает представитель со стороны потерпевших Кирсанова.
– Имеются ли у вас личные неприязненные отношения с Волковым? – спрашивает судья.
– Не знакома, нет неприязненных отношений. За политической деятельностью не слежу.
Прокурор просит ее рассказать об обстоятельствах дела.
– Я инциденту поначалу особого значения не придала. Занималась другими материалами. На следующий день после описанных событий я отправила Поступинского на очередное мероприятие 18 июля, чтобы записать интервью с участниками потасовки. Потупинский сообщил, что звук не пишется. Звук ужасный, шипит, трещит микрофон. Я попросила объяснений у Поступинского, поскольку микрофон был только у него. Он снова рассказал об инциденте. Мы решили написать заявление в полицию, 23 июля. Поступинский сказал, что Волков схватил за микрофон, там что-то отвалилось и по этой причине микрофон не работает. Потом уже я увидела трещины на ветрозащите. Я лично микрофон не вскрывала. Мне сказали, что там оторван конец микрофона, – говорит она. – Поступинский сказал, что Волков хватал его за руку и за микрофон. По поводу захвата за руку вопрос меня не интересовал. Меня интересовала только поломка микрофона, так как я материально ответственное лицо.
– Почему именно по отношению к вашему корреспонденту он так поступил? – спрашивает прокурор.
– Может ему не нравится Поступинский как человек, может ему не нравится политика нашего телеканала. Его мотивы мне абсолютно параллельны.
Теперь вопросы защиты, начинает адвокат Бандура. Сначала он спрашивает про структуру медиахолдинга, телеканала, кто его возглавляет.
– Зарплату получаете от Москвы?
– Да.
– Вы официально трудоустроены?
– Да.
– Поступинский официально трудоустроен?
– Да.
– Сколько у вас было микрофонов?
– Один единственный.
– Когда он появился?
– Кажется в 2013 году
– Кто осуществляет выдачу оборудования?
– Они могут взять оборудование только по заданию
– Как можно отличить корреспондента вашей телекомпании? Как отличить это журналист или просто человек с палкой Лайфньюс?
– Микрофон и палка это разные вещи.
– Журналист должен иметь пресс-карту?
– Не всегда.
– Каким образом Волков должен был отличить корреспондента Lifenews?
– По микрофону. Не подойдет же бабушка с микрофоном.
– Как раз бабушка пыталась напасть на Навального. Есть на видео.
– В суде видео ещё не демонстрировалось, так что не ссылайтесь, – прерывает защитника судья.
Адвокат продолжает допрос Кирсановой.
– Выпускался этот телесюжет?
– Видео в редакцию не привозится, оно напрямую отправляется в Москву. Этот сюжет я не видела.
– После 17 июля сколько ещё использовался этот микрофон?
– Пока сотрудники полиции не изъяли его на экспертизу.
– Он использовался?
– Его использовали, поскольку на нем логотип, но записывали не на него. Звук записывался на него с браком.
– Вы представляли справку о стоимости микрофона?
– Редактор запросила справку из Москвы о стоимости микрофона.
– В этой справке указана та же марка микрофона который был у вас в компании? Маркой, годом выпуска микрофона интересовались?
– Техникой я не занимаюсь, мне это не интересно.
_ Откуда у микрофона повреждения эти?
_ Я предполагаю, что случилось это при инциденте том. Возможно были и ранее царапины, повреждения, но могу сказать точно что до этого момента микрофон работал.
– Это тот микрофон или не тот?
– Это тот микрофон.
– Что вы имеете в виду защитник?
– Мой вывод о том, что это два разных микрофона. Что экспертное заключение было сделано по другому микрофону.
АХАХАХА! Чувак выезжал на задание с одним микрофоном, а в уголовном деле другой микрофон. #МикрофонноеДело
— Рубанов Роман (@rrubanov) 3 декабря 2015
– Вам Поступинский показывал какие-то телесные повреждения?
– Нет.
– Когда вы узнали о телесных повреждениях?
– Я узнала позже, что у него был синяк. Лично синяк я не видела.
– Как вы можете пояснить тот факт, что после того как микрофон изъяли полицейские и была экспертиза, экспертиза доказала что микрофон был в исправном состоянии. Как можете это пояснить? К
– Ничего не могу прокомментировать по этому поводу.
– Нет вопросов, Ваша честь
Волков начинает допрос замглавного редактора новосибирского Lifenews.
– Сколько лет микрофону?
– Вопрос снимается как дублирующий. Сказали, что появился в 2013 году, – вмешивается судья.
– Экспертиза сказала, что микрофон старый со следами износа. В перерывах между съемками микрофон лежит в офисе? В принципе в офисе может кто-то его уронить, это никак не может быть замечено и отражено?
– Он в большой сумке на полу, все укомплектовано.
– Это всегда был единственный микрофон? Он ни разу не выходил из строя?
– С 23 января 2014 года по 18 июня 2015 года микрофон из строя не выходил.
– И постоянно эти 1,5 года эксплуатировался?
– Да.
– Ваша редакция длительное время освещала деятельность нашего штаба. Вы знаете, что у нас был пресс-центр, рассылали релизы?
–Я не политический журналист, я криминальный журналист. Я отправила на задание Поступинского, поскольку редактор был в отпуске.
– На этот день у нас была назначена официальная пресс-конференция в штабе. Вы знали об этом?
– Уже не помню.
– Вы отправляете журналиста не на пресс-конференцию, а вместе с толпой хулиганов, которые закидывают яйцами. Можете точно сказать что было сказано в редакционном задании?
– Взять комментарии у Алексея Навального.
– Редакционное задание выдается письменно, устно?
– Письменно только для съемочных групп, которые за пределами Новосибирска.
– Вы просматриваете отснятые видео-записи?
– Мы прямо в Москву направляем.
Волков удивляется. Кирсанова просит не задавать вопросы. касательно её компетенций.
– Я буду задавать любые вопросы которые позволит суд. Мне светит до 6 лет. Я буду защищаться всеми доступными способами, – смеется обвиняемый.
Кирсанова говорит, что в Lifennews занимается административной работой, выступает как продюсер и отвечает за координацию съемки.
– Каким образом была представлена аппаратура правоохранительным органам? – спрашивает судья.
– Не могу точно сказать. Не помню.
– Вы категорично можете утверждать, что до рассматриваемых событий микрофон был исправен?
– Да, исправен.
– Вы заявляете требования материального характера?
– Нет.
– Желаете высказаться о мере наказания?
– На усмотрение суда.
Кирсанова давала показания в шубе, так и не сняла ее в зале суда.
Бандура заявляет ходатайство об исследовании ряда документов. Заявление о возбуждении дела, справка о стоимости микрофона, справка которую направляла Кирсанова в отдел полиции где говорилось что микрофон продолжает использоваться. Волков поддерживает ходатайство защитника.
Кирсанова подтверждает свои подписи на некоторых документах.
– Почему вы не указали о телесных повреждениях Поступинского?
– На тот момент я не знала о них, он мне их не показывал.
Суд смотрит справку Lifenews об ущербе в 36748 рублей за порчу микрофона. Кирсанова говорит, что со правкой о стоимости не знакомилась, её передали из Москвы.
В связи с тем, что на заседании отсутствует сам потерпевший судья его откладывает до 23 декабря, начало в 15:15.