Процесс Савченко. Свидетели обвинения-6 — Медиазона
Процесс Савченко. Свидетели обвинения-6
19 октября 2015, 9:04
210 просмотров
Марк Фейгин и Вера Савченко у здания городского суда Донецка Ростовской области, 22 сентября 2015 года. Фото: Сергей Пивоваров / РИА Новости
В Донецком городском суде Ростовской области продолжается процесс по делу Надежды Савченко — украинской военнослужащей, обвиняемой в пособничестве в убийстве журналистов ВГТРК в Луганской области и незаконном пересечении границы России. Прокуратура продолжает представлять доказательства.
11:19

Свидетель – Сергей Александрович Моисеев, мужчина среднего возраста в синем свитере и джинсах. Временно не работает. Гражданство РФ. Савченко даже голову на него не поднимает. Прокурор: Вам знакома подсудимая Савченко?

– Мы встречались 17 июня 2014 года. Видел в районе поселка Металлист. Мы вышли на позиции вечером 16 июня. Утром начался артобстрел, около 6-7 часов утра по местному времени.

– Где вы находились относительно поста ГАИ?

– Позиции были километрах в двух, – Моисеев говорит тихо и не очень уверенно.

– Производился ли обстрел в районе бывшего поста ГАИ?

– Ну, я видел, что туда летело. С утра и до обеда.

– Где и когда вы увидели Савченко?

– Это было уже после обеда, в районе часа. Ко мне подошли двое бойцов и сказали, что взяли снайпера.

– Вы подошли и увидели Савченко. В чем она была одета?

– Ну форма больше серая была. Цвет хаки такой ровненький. У нее были глаза закрыты желтым шарфом. Надписи на нем были, но не помню какие.

11:24

Свидетель говорит, что отвозил военнопленных, транспортировал их в расположение батальона «Заря». Что с Савченко потом стало не знает – «бои были».

– А какая погода была в тот день?

– Не хочу никого обидеть, но мне не до этого было.

После того, как свидетель отпустил Савченко 23 июня, Моисеев вернулся в часть. Что стало с ее документами он не знает – «как-то не интересовался». Второй прокурор спрашивает, помнит ли он какую-нибудь вышку рядом со своими позициями. Свидетель не помнит. Как и не помнит, эвакуировали ли 17 июня мирных жителей. Савченко тихонько говорит что-то Новикову и улыбается.

Точное время доставления Савченко в военкомат он вспомнить не может. Прокурор интересуется, были ли закатаны рукава у Савченко.

– Закатаны… Ой, опущены.

То, что она женщина, ополченцы поняли, когда начали ее досматривать, расстегнули китель.

– Можете назвать ваш позывной?

– Кэп.

У прокурора больше нет вопросов.

11:44

Теперь защита, адвокат Илья Новиков. Судья просит не повторять заданные прокурорами вопросы.

– У вас есть военное образование?

– Нет.

– В армии служили?

– Да.

– Вы знаете, как осуществляется поиск корректировщиков на поле боя?

– Что именно сказала Савченко, когда вы ее увидели?

– Ну, что-то про то, что она корректировщик.

Точный ответ он не помнит и объясняет это тем, что год уже прошел. Также свидетель не помнит кому передал вещи Савченко.

– Кому-то из офицеров отдал. Рядом стоял Плотницкий, он контролировал все. Документы отдал на плацу в распоряжении нашего батальона.

Уточняющие вопросы защиты он называет «глупыми», поскольку «там война была, понимаете».

– Но от ваших вопросов зависит срок, – говорит свидетелю Фейгин.

– Сколько ваших бойцов тогда погибли?

– Ваша честь, могу я не отвечать на этот вопрос?

Судья просит его сообщить количество убитых.

– Погиб один мой друг.

– Всего один?

– Ну, много раненных было.

11:49

Допрос свидетеля обвинения продолжается.

– Савченко кто-нибудь ставил на колени?

– Я не видел.

– Чем были связаны у нее руки – наручниками или веревкой?

– Скотчем.

– Был ли рюкзак Савченко на ее плечах?

– Я не помню.

– Почему вы решили, что это был ее рюкзак?

– А чей еще это был рюкзак? Но я не помню, на ней был рюкзак или мне его принесли бойцы.

Свидетель не помнит, какого цвета был мобильный телефон, изъятый у Савченко. Не помнит телефон, который он ей отдал, когда отпускал ее. Не помнит цвет рюкзака и как выглядела карта, изъятая у Савченко. Чем быстрее Новиков задает вопросы, тем медленнее Моисеев на них отвечает. Почти на все он говорит, что ничего не помнит.

11:54

– Плотницкий попросил ее вывезти. Он уточнял, куда ее надо везти?

– Нет.

– Вы сами принимали решение?

– Да.

– Почему вы повезли ее в поселок Северный?

– Это единственное место, где она не попала бы, извините, под свой собственный обстрел.

– Где точно вы ее высадили? С точностью до улицы и дома.

– Я не помню, не могу вам дать такой информации.

– Где точно находится поселок Северный?

– Я не знаю.

– На каком расстоянии от Луганска?

– Я не картограф.

Судья делает Новикову замечание: он задает, мол, одни и те же вопросы.

– Но ваша честь, свидетель не отвечает на них!

Савченко кричит из клетки: «Я думаю свидетель не идиот и не дебил, и значит может показать на карте, где находится поселок Северный. Покажите ему карты. Пусть он покажет. Иначе этот суд вообще превращается в фарс»

Суд посовещался на месте и решил, что карту свидетелю показывать не будут. Савченко отчетливо нецензурно комментирует действия судьи.

12:14

Фейгин спросил, на какой машине свидетель вез Савченко. На «Ниве» без знаков.

– А разве можно так ездить? Без знаков?

– Сейчас нельзя, тогда можно было.

Вопросы снова задает Новиков.

– Поселок Северный далеко от Донецка Ростовской области?

- Я не знаю. Поедемте, я покажу вам на месте.

– Вы словами можете описать?

– Ну, Краснодон проезжаешь, его цепляешь и едешь прямо.\

2015-10-19 12-16-57 Google Карты - Google Chrome.png

12:25

Новиков просит зачитать показания Моисеева, которые он дал на этапе предварительного следствия. По его словам, в его показаниях наблюдается множество противоречий. Савченко поддерживает: «Да, конечно, возможно, раньше он амнезией не страдал».

Зачитывают показания свидетеля в полном объеме.

2015-10-19 12-25-28 IMG_3022 - Средство просмотра фотографий Windows.png

12:40

После оглашения показаний защита задает вопросы.

– Скажите, это ваши показания? Вы говорили следователю именно это или он за вас писал?

– Ну, я предполагал и что-то говорил, да. Может прям не этими словами, а разговорными. Год уже прошел, я мало, что помню.

– Почему вы ее повезли в объезд оборонительных позиций ваших? У нее ведь были завязаны глаза.

– Я не думал об этом.

– Вы сказали, что местность, где вы ее высадили, контролировалась ополчением? Где именно землю контролировали украинские военные?

– Не знаю.

– Вы не помните, где располагали украинские военные?

– Нет.

– Чем завязывали ей глаза?

– Не помню. Тряпицей.

Савченко задает вопросы.

– Я буду задавать вопросы на русском. Фраза: «Увозите скорее, пока ее назад не отбили», это вы ее произнесли?

– Я не помню, я такого не говорил.

– «Нива» на которой вы меня вывозили, по вашим словам, была защитного цвета. Самодельная?

– Да.

– Вы давали показания добровольно?

– Конечно. Я из интернета узнал, сам поехал в Следственный комитет. Тут, в Донецке.

Савченко начинает эмоционально спорить со свидетелем. Судья делает ей замечание, Савченко говорит, если ее удалят из зала, она объявит голодовку.

Допрос свидетеля окончен, судья объявляет перерыв на несколько минут.

13:00

Следующий свидетель Сергей Грачев. 17 июня 2014 года он работал комендантом республики по приказу главы ЛНР Валерия Болотова. В боестолкновениях 17 июня участия не принимал, только возил боеприпасы.

Следующий свидетель Сергей Грачев. 17 июня 2014 года он работал комендантом республики по приказу главы ЛНР Валерия Болотова. В боестолкновениях 17 июня участия не принимал, только возил боеприпасы.

Грачев рассказывает, как именно он ехал, когда подвозил боеприпасы, загрузили его около семи утра.

– Когда мы все выгрузили, пошла на нас атака. Шли БТР по левой стороне дороги. Первый БТР мы сразу подбили, по второму стреляли, – говорит он.

Судья перебивает свидетеля и объявляет часовой перерыв.

14:08

Заседание продолжается. Сестру обвиняемой Веру Савченко не пустили в Россию, с этого начинаются слушания после перерыва. О том, что Веру Савченко не пустили в России, она пыталась въехать через Петербург, сообщил прямо в зале суда заместитель консула Украины в Ростове-на-Дону Александр Ковтун.

Ранее стало известно, что Вере Савченко запретили въезд в Россию до 2020 года, она заявлена на суде в качестве свидетеля защиты.

14:19

Продолжается допрос свидетеля Сергея Грачева.

Он в белом джемпере и очках. Вопросы задают прокуроры. Грачев увидел Савченко когда ее уже задержали. Видел светлую форму, обувь не помнит. Запомнил желтый платок.

– Ехали быстро, обстрел возобновился. Возле поста ГАИ были большие воронки и много крови. Там, по-моему, кишки валялись, не могу точно сказать, крови много было. Потом мне в пакете голень человеческую принесли. С того места и взяли ее.

– Вы утром на позиции приехали и не уезжали оттуда?

– Раненых раза три за день вывозил. Перегружал в скорую помощь. А тем, у кого легкие ранения, таксисты помогали.

– Мирных жителей видели?

– Мирных вывозили с Металлиста. Снаряды залетали в поселок. Я не могу сказать, что людей было много, человек 10-15.

– На самом перекрестке ополченцы находились?

– Да. Несколько человек стояли, человека четыре.

– Огонь, который велся по позициям в районе Стукаловой Балки и по посту ГАИ, можете охарактеризовать?

– Ну он был очень хаотичный. Потом стал по позициям прицельным.

– Вы с задержанной общались?

– Нет. Мне потом сказали, что у нас на борту женщина.

– Вам говорили, что она снайперша?

– Да, сначала говорили, а дня через три сказали, что она корректировщик.

– После задержания Савченко каким был огонь? Более точным или хаотичным?

– Знаете, пока я пленных довез, пока загрузился, огонь был, но не очень большой.

– Известно вам, что стало с Савченко?

– Нет.

14:29

Вопросы защиты. Новиков просит кратко описать свидетеля свои обязанности.

– Порядок в городе. Отпуск боеприпасов.

– Вы отпускали минометные боеприпасы в тот день?

– У комендатуры не было минометов и боеприпасов к ним.

– Входили ли в ваши обязанности поимка диверсантов?

– Конечно.

– А поимка корректировщиков огня?

– В городе? Моя работа была не допустить врага в Луганскую область.

– Сколько было раненых? Из каких структур?

– Из комендатуры четверо и еще бойцы.

– Они были тяжело ранены или легко?

– Два тяжело, а четверо легко.

– На поселок Металлист весь день падали снаряды?

– В течение дня, да.

– По каким целям стреляли, вы знаете?

– Может думали, что «амфибии» там стоят, кто их знает.

14:34

– Сколько было скорых помощей, которые увозили раненных?

– Много, машины три-четыре. Они приезжали-уезжали. Раненных много было, около 10 человек.

– Почему раненных напрямую нельзя было отвозить в больницу? Что мешало?

– Потому что «скорые» там стояли, за постом ГАИ.

Свидетель немного разражается из-за вопросов Новикова и на один из уточняющих вопросов воскликнул: «Да вы меня за хвост водите!».

– Вы несли охрану пленных?

– Мы их в «Зарю» вывозили. Я вывез троих, всего в тот день задержали шестерых.

– Кого-то еще из пленных запомнили, кроме Савченко?

– Казак там с чубом был.

– Вы проводили различия между бойцами «Айдары» и ВСУ?

– Да как их отличить.
14:46

Свидетель раньше воевал в Афганистане, о чем пару раз упомянул. Савченко облокотилась на стенку и разглядывает лицо свидетеля Грачева.

– Как осуществлялся обмен пленными?

– По списку.

– Известны ли вам случаи, когда украинских пленных отпускали без условий?

– Не помню.

– Такие случаи вам неизвестны?

– Я просто не помню такого.

Свидетель спорит с Фейгиным: адвокат задал уточняющий вопрос, Грачев отказался на него отвечать, потому что на него отвечал.

– Надо было слушать меня, а не писать что-то там.

– Вы мне замечаний не делайте, я вам тут вопросы отвечаете, а я их задаю.

Вопросы Савченко.

– Вы видели, как меня били прикладом по голове?

– Да кто вас бил, вас подсадили, помогли залезть в машину!

– Меня закинули в багажник. Без посадочных мест.

– Да что вы врете! Лицо врет ваше и глаза врут.

Савченко и свидетель выясняют, когда именно он видел, что «кишки на дороге валялись».

– Сколько было времени? - спрашивает Савченко.

– Около часа дня.

– По местному времени или по киевскому? Или по московскому?

– По луганскому!

14:51 Ранее во время заседания представитель Украины сказал, что сестру подсудимой Веру Савченко остановили на границе. Она планирует выступить на суде в качестве свидетеля защиты.
15:03

Вопросы от Савченко.

– Вы научились различать звуки снаряда и мины еще в Афганистане или уже в Украине?

– Ну, в Афганистане не было особо минометов.

Долго обсуждают звуки снарядов и мин и их направление.

– Если вы не можете точно сказать, откуда летели мины, то могли ли они лететь со стороны ополчения по украинским позициям?

– У нас не было минометов.

– Но у других отрядов могли быть.

– Я не знаю.

В своих показаниях, данных ранее, свидетель говорил, что Савченко сама сказала ему и другим, что была корректировщиком.

– Те слова, что вы говорили, это ваши слова или следователя? – спрашивает Новиков.

– Это мои.

– Так, когда вы узнали, что Савченко якобы корректировщик?

– Все-таки уже позже.

15:25

Допрос Грачева окончен, следующий свидетель Евгений Коломиец, советник главы Луганской области. Свидетель родился и живет в Луганской области. В июне 2014 года он работал в особом отделе.

– Вам что-то известно о гибели журналистов?

– В мои обязанности входило отслеживание раненых и убитых. Надо было контактировать с медучреждениями, вести статистику. Повреждения они получили в ходе столкновения ополчения и батальона «Айдар». На место я лично не выезжал. О том, что там сосредотачивается техника мы знали за день, за два. В 7 утра начался бой.

15:27

«Открытая Россия» взяла комментарий у сестры обвиняемой Веры Савченко, которую сегодня задержали на границе, но потом пустили на территорию России. Вера Савченко планирует на суде выступить в качестве свидетеля защиты. «Нас держали на границе в аэропорту в Санкт-Петербурге около 60 минут. Я летела вместе с друзьями, там также были украинские консулы. У меня забрали документы. Друзья сказали, что хотят меня подождать, на что сотрудники аэропорта ответили: ''Не ждите, ей запрещен въезд''. Консулы начали их дергать, на что сотрудники аэропорта ответили: ''Мы ждем указа сверху''. Через какое-то время они нас позвали и сказали, что это была проверка, а сейчас все нормально. Я перешла границу и жду, когда мне вернут миграционную карту. Через несколько часов сяду на самолет в Донецк, на суд к Наде», – сказала она «Открытой России».

15:59

Продолжается допрос свидетеля.

– Вам что-то было известно о захвате пленных в тот день?

– Да, их начали привозить к нам в батальон «Заря». Их разместили в спортзале. Среди них была Савченко.

– Кем и когда была доставлена Савченко?

– Кто конкретно привозил, я не могу сказать. Я занимался другими делами – у нас были раненые, другие пленные. Суматоха была. Во сколько это было не могу сказать.

Савченко свидетель увидел, когда она уже была в распоряжении «Зари».

– Мы начали с ней беседовать, но у нее были стеклянные глаза, она не могла беседовать нормально. Она находилась, как мне показалось, под психотропными веществами.

Савченко громко смеется.

– Она сказала сразу четко и ясно: я не снайпер, я – корректировщик. То есть она сказала, что она пилот вертолета, но в Украине не было вертолетов. Она сказала, что приехала в отпуск, помогать своим соратникам. Она – духовный лидер и вдохновитель батальона «Айдар». Она отличалась особой жестокостью и к мирным, и к военным. Мне несколько человек об этом говорили. Они следила за дисциплиной в батальоне.

16:02

Свидетель продолжает отвечать на вопросы обвинения.

– В ее рюкзаке были салфетки и таблетки какие-то. Не могу сказать какие, я не медик. Была карта, был военный билет, был список телефонов командования батальона «Айдар». Мы несколько раз с ней разговаривали. Суть нашей беседы была в том, что мы ее расспрашивали о мотивации: почему она пошла воевать, убивать людей. Она сказала, что она за единую Украину. Не за Порошенко там, а именно за Украину, за Крым. Нас она считала террористами.

– У нас были перебои с поставками еды, а пленных было 12 человек, их надо было кормить. А тогда уже родственники приехали за своими детьми – ранеными пленными. Мы их отпустили, отдавали родственникам их вещи. Просили больше не приходить к нам с оружием. В отношении Савченко было принято решение ее отпустить. Я спросил почему, но в подробности я не вдавался. И мы ее отпустили. Ее документы, скорее всего, отдали ей. Мы всем пленным отдавали документы.

– Вам точно известно это? – уточняет прокурор.

– Ну да, отдали.

– Точно? Вы сказали «скорее всего».

– Я не знаю.

О том, что Савченко пересекла границу, свидетель узнал позже из новостей. Из СМИ он узнал, что ей инкриминируют убийство.

16:07

После пятиминутного перерыва заседание возобновляется. Вопросы защиты, адвокат Новиков.

– Какие вещи, которые привезли с Савченко, вы видели?

– Кнопочные обычные телефоны разных цветов – два.

– Что с ними случились?

– В тот момент, когда обыскивали Савченко, я был на задании. Они находились у комбата. Я их только у него и видел. Пластиковые карты, средства личной гигиены.

– С чего вы взяли, что это ее предметы?

– Она сама сказала. Сказала, что это ее.

– Рюкзак какого размера был?

– Я с линейкой его не мерил, - дерзит свидетель.

– Какое количество отделений в рюкзаке?

– Вы издеваетесь?

– Нет.

– Я не помню.

– Что-то из этих вещей ей вернули?

– Я не знаю, я уехал на задание.

– А при вас?

– Ну как ей могли ей вернуть, если она под арестом была?

16:29

У Савченко в рюкзаке, по словам свидетеля, были зарисовки местности с какими-то пометками.

– Это были ее записи? Она сказала вам, что это ее записи?

– Да, она сказала: это мои записи.

– Ох, … – вздыхает в клетке Савченко.

– Вам известно, что вы обвиняетесь в соучастии похищения Надежды Савченко на территории Украины?

Вопрос снят по требованию прокурора.

– Вы при пленных, которые служили в «Айдаре», документы находили?

– Только у Савченко находил.

– Когда за пленными приезжали родители?

– Через три дня начали приезжать. Комбат принял решение отпустить двоих раненных пленных. У нас вообще потом не было пленных, мы вообще всех отпустили.

– Когда отпустили Савченко?

– Я не могу сказать точно.

– У вас сбегали пленные?

– Ну да, пару раз из больницы.

– Их могли похитить?

– Нет, могли открыть дверь и дать уйти.

– Когда вы в первый раз связывали Савченко с гибелью журналистов?

– А я не связываю. Я ее связываю с корректировкой огня.

– Вы уверены, что это действия Савченко привели к гибели журналистов.

– Да. Я сделал такой вывод.

16:39

Больше всего комбат беседовал именно с Савченко, поскольку она явно была выше рангом, чем остальные пленные, говорит свидетель; ежедневно они беседовали по 30-40 минут. Свидетель разговаривает с адвокатами нервно, демонстративно закатывая глаза. По его словам, он передал все вещи, которые были найдены при Савченко, в СК.

– 23 июня, когда Савченко вывезли из батальона…

– Ее отпустили, - перебивает адвоката Новикова свидетель.

- Ее вывезли, а что с ней дальше случилось, вас не касается. Так вы тогда знали, что она причастна к обстрелу журналистов?

– Да, я считал, что она причастна к обстрелу. Я так считал после того, как первый раз с ней поговорил 10-15 минут.

Документы свидетель отдал человеку, который привез гуманитарную помощь и попросил передать их в СК в Москву.

– Первому встречному?

– Да. Он мне внушил доверие.

16:49

Теперь вопросы от подсудимой. Савченко с улыбкой смотрит на свидетеля.

– Вы сказали, что вы рюкзак у меня не забирали, а видели его уже у Плотницкого, так?

– Да.

– А на изъятой у меня карте была координатная сетка?

– Я не помню.

– Когда вы допрашивали меня с Плотницким или лично, вы использовали видеокамеру?

– Нет, не использовал.

– Вы говорили мне такую фразу: «Тебя хотели отдать в одну службу, но я договорился с другой. Там придется под всех ложиться, правда. Но может хоть переговорщиком станешь»?

– Нет, я такого не говорил. Я сказал: «Мы с тобой еще обязательно встретимся». Потому что она дала нам понять, что собирает вернуться и воевать.

Теперь Савченко пытается узнать, воевал ли свидетель или только сидел как «штабная крыса». Судья снимает вопрос из-за оскорбления в адрес свидетеля, а потом разрешает ему не отвечать этот вопрос.

– Вы можете припомнить имена погибших с вашей стороны? – задает вопрос Новиков.

– Только по позывным. Мы общались только так. По фамилиям не общались. Приходилось опознавать их в морге.

– Как вы опознавали умерших, если не знали их фамилии? – спрашивает Савченко.

– Ну, мы узнавали по фотографиям. Потом сверяли с документами, которые хранились у комбата.

17:00

Судья последовательно снял все вопросы защиты, которые касались работы свидетеля. Они не имеют отношения к делу, считают судья и прокурор.

– Вы помните, откуда Савченко корректировала огонь? – спрашивает Фейгин.

Я не помню.

– Ну с дерева или с земли?

Прокурор возмущен и требует прекратить задавать вопросы такого рода свидетелю.

– Вы знаете что-то о событиях в гольф-клубе?

– Ну в общих чертах я что-то слышал.

Выясняется, что Савченко лично свидетелю говорила, что она «запрыгнула на БТР и именно с него корректировала огонь».

Новиков просит изучить первый допрос свидетеля в связи с противоречиями и начинает оглашать протокол допроса.

2015-10-19 17-22-19 IMG_2942 - Средство просмотра фотографий Windows.png 2015-10-19 17-11-29 IMG_2942 - Средство просмотра фотографий Windows.png

17:30

Свидетеля допрашивали дважды, второй раз он привез справку о метеоусловиях 17 июня.

– Вы два раза приезжали сюда в Донецк чтобы добровольно привезти справку?

– Да. Я не равнодушен к этому делу.

Свидетель горячится из-за уточняющих вопросов о рюкзаке: «У нас война была, люди гибли, я не помню таких мелочей».

– Помимо рюкзака Савченко, другие вещи привозились?

– Точно не скажу, но она вызывала больше интереса, чем другие пленные.

– Из того, что мы зачитали, следует, что в документах Савченко была отражена структура сектора А, это так?

– Я не вникал кто там что рисовал, времени на это не было.

– Вы сказали, что со слов других пленных, что Савченко применяла насилие к другим пленным. Расскажите об этом?

– Ну она их избивала. Они говорили, что Савченко очень жестоким человеком и идейным вдохновителем. Она могла избить своего бойца, также обращалась с гражданским населением.

– А комбата она не избивала?

Савченко смеется.

Свидетеля отпускают, на сегодня заседание завершено. Продолжение послезавтра в среду, 11:00.

  • Нашли ошибку в тексте?
    Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
  • Предложить свою тему редакции
Все материалы
Ещё 25 статей