Сенатора Рауфа Арашукова задержали утром 30 января в зале заседаний Совета Федерации. Заседание Совета было закрыто для прессы, вход в зал перекрыли сотрудники ФСО. По информации РБК, в верхнюю палату парламента пришли генеральный прокурор России Юрий Чайка и глава Следственного комитета Александр Бастрыкин. Последний зачитал постановление о снятии неприкосновенности с Арашукова. В это время Арашуков попытался уйти из зала, писали «Интерфакс» и ТАСС.
После задержания в СК рассказали, что следователи предъявили сенатору обвинение по трем статьям Уголовного кодекса: по части 3 статьи 210 УК (участие в преступном сообществе), части 4 статьи 309 УК (давление на свидетеля), части 2 статьи 105 УК (убийство).
По версии СК, Арашуков причастен к убийству заместителя председателя общественного молодежного движения «Адыгэ-Хасэ» Карачаево-Черкесии Аслана Жукова и советника президента республики Фраля Шебзухова, давлению на свидетеля убийства Жукова, а также к участию в преступном сообществе.
Кроме того, по данным РБК, Арашукова проверяют на причастность к заказным убийствам начальника черкесского СИЗО № 1 Хасана Джанаева в 2006 году и к убийству Али Афаунова, начальника службы безопасности экс-помощника руководителя администрации президента Назира Хапсирокова.
Одновременно с Рауфом Арашуковым был задержан его отец Рауль. Он подозревается по части 2 статьи 210 УК (создание преступного сообщества с использованием своего служебного положения) и части 4 статьи159 УК (мошенничество). По версии следствия, он принимал участие в хищениях газа компании «Газпром» на сумму более 30 млрд рублей.
«Единая Россия» приостановила членство Арашукова-младшего. Следственный комитет попросил суд арестовать сенатора.
В зал заходит судья Наталья Дударь. Она тут же делает замечание прокурору за несвоевременную явку в суд. Затем устанавлиавется личность фигуранта.
Ранее попросивший у следователей переводчика Арашуков без труда, но с акцентом отвечает на вопросы судьи и говорит, что окончил ставропольский Северокавказский федеральный университет. Женат, дети родились в 2007, 2011 и 2018 годах.
В заседании участвуют следователь Дробовчук и прокурор Денев.
На вопрос судьи об отводах сенатор отрицательно кивает.
— На вопросы суда отвечаем стоя, тем более, у вас образование юридическое, — строго говорит судья Дударь, и Арашуков привстает.
Когда она говорит, что тот может обжаловать решение, сенатор замечает: «Надеюсь, не буду обжаловать».
Следователь оглашает ходатайство об аресте сенатора. В 2010 году управление Следственного комитета по Карачаево-Черкесской Республике возбудило дело по факту убийства лидера черкесского движения «Адыге-Хасэ» Аслана Жукова и убийства советника президента Карачаево-Черкесской Республики Фраля Шебзухова. Только в сентябре 2018 года дело передали в центральный аппарат СК, после чего провели различные следственные действия.
В дальнейшем, продолжает следователь, были возбуждены дела о хищении газа в Дагестане, Карачаево-Черкесии и Ставропольском крае, а также о создании преступного сообщества для хищения газа — все они были объединены в одно производство.
«В ходе расследования были собраны достаточные доказательства о причастности Арашукова Рауфа, являющегося членом Совета Федерации, к причастности к совершению преступления по части 2 статьи 105 УК», — говорит следователь. По его словам, также есть доказательства о причастности сенатора к причинению телесных повреждений средней тяжести одному из свидетелей и об участии в преступном сообществе.
Следователь отмечает, что теперь получено разрешение от Совета Федерации на предъявление обвинений и заключение сенатора под стражу. Кроме того, следователь говорит, что у сенатора, предположительно, есть вид на жительство в ОАЭ, сейчас эти данные проверяются.
Следом представитель СК говорит, что Арашуков может оказать давление на свидетелей и скрыться от следствия. Сейчас по уголовному делу идет сбор доказательств, поэтому он просит об аресте Арашукова на два месяца — до 30 марта.
— Обвинение предъявлено? Так назовите, — просит судья.
Следователь говорит про часть 4 статьи 309 (принуждение к даче показаний организованной группой или с применением насилия), а также часть 3 статьи 33, пункты «ж» и «з» части 2 статьи 105 УК (организация убийства, совершенного группой лиц и из корыстных побуждений), а также часть 3 статьи 210 УК (участие в организованном преступном сообществе).
Выступает прокурор. Он говорит о необходимости отвода адвоката Шишова, который представляет интересы другого обвиняемого по этому же делу. Этот фигурант сейчас находится в федеральном розыске.
«К сожалению, в данный момент мы не знаем показаний данного лица, поскольку он не высказал позицию по предъявленному обвинению. Данные обстоятельства препятствуют адвокату Шишову представлять интересы других обвиняемых, поскольку их интересы противоречат друг другу», — считает прокурор.
Следователь поддерживает ходатайство: он отмечает, что речь идет о человеке по фамилии Дзагоев. Также представитель СК уточняет, что право сенатора на защиту не нарушено, поскольку у него есть еще один адвокат.
Затем выступает сам адвокат Шишов, немолодой лысеющий человек в очках. Он настаивает, что оснований для его отвода нет.
«Нет, я не согласен», — коротко отвечает сенатор на вопрос о том, согласен ли он с отводом одного из своих адвокатов. Второй представитель Арашукова тоже просит не отводить его коллегу.
Судья Дударь отказывает в удовлетворении ходатайства прокурора.
«Учитывая, что в данном судебном заседании также отсутствуют сведения, позволяющие установить, какие обстоятельства являются противоречащими, — объясняет судья Дударь. — Лицо не допрошено, показаний не давало».
Выступать начинает сенатор. «Полное…» — начинает он, и его перебивает судья.
«Возражаете против заключения под стражу?» — спрашивает судья. Член Совфеда соглашается.
Прежде чем он начинает высказываться, адвокат Шишов подает ходатайство о проведении заседания в закрытом режиме. Он говорит, что в зале находятся неизвестные его подзащитному люди, а на заседании будут оглашаться личные данные сенатора.
Ходатайство поддерживает сам сенатор и его второй адвокат Евгений Устин. Но последний добавляет, что защита еще не успела согласовать позицию.
«Мы хотели бы говорить и о каких-то сведениях медицинского характера», — отмечает адвокат.
Следователь поддерживает ходатайство, как и прокурор, и судья его удовлетворяет.
Судья Наталья Дударь заходит в зал и начинает зачитывать решения. Она говорит очень тихо. Дело возбуждено в 2010 году; 30 января сенатору предъявлено обвинение, читает Дударь.
Защитник возражал против удовлетворения ходатайства следователя об аресте и отмечал, что у подзащитного есть заболевания. Адвокат также предлагал отпустить Арашукова под залог до 10 млн рублей или избрать другую меру пресечения, не связанную с заключением под стражу.
Суд учитывает тяжесть преступления, а также позицию ЕСПЧ, продолжает читать Дударь. Оснований для избрания более мягкой меры она не видит и говорит о возможностях сенатора повлиять на свидетелей. Суд арестовал сенатора до 30 марта.