Главное за 65-й день войны:
— Из-за удара по Киеву погибла журналистка «Радио Свобода» Вера Гирич — ракета попала в ее дом
— В Украине похитили двух британцев, которые сотрудничали с гуманитарными организациями
— Военком Пермского края на заседании правительства попросил не распространять информацию о погибших, раненых и попавших в плен в ходе боевых действий в Украине
— Жители сел в Черниговской области рассказали о массовых расстрелах гражданских российскими военными
— В Украине погиб 22-летний гражданин США Джозеф Кэнсел
Губернатор Курской области Роман Старовойт в очередной раз сообщил об обстреле приграничного пункта возле села Крупец.
«Утро в приграничном Рыльском районе было неспокойным. Около 8:00 из миномётов был обстрелян пункт пропуска в селе Крупец. Ответным огнём наших пограничников и военных огневые точки подавлены. Жертв и разрушений нет», — написал он.
CNN сообщает о гибели 22-летнего гражданина США Джозефа Кэнсела, который поехал воевать на стороне Украины.
Мать Кэнсела рассказала журналистам, что он погиб 25 апреля; где именно, в публикации не указано. Сослуживцы не смогли забрать его тело.
По словам матери, еще до войны Кэнсел — бывший морпех — устроился в некую частную военную компанию, а затем согласился поехать в Украину по предложению этой ЧВК. 12 марта он прилетел в Польшу, вскоре пересек границу и присоединился к украинским войскам. Он воевал в подразделении, в которое входили иностранцы.
О ночных обстрелах сообщают власти непризнанной ДНР: в Донецке после удара украинской армии загорелась нефтебаза. Из-за обстрела погиб 33-летний житель Петровского района, еще один мужчина пострадал, сообщают в ДНР.
Представитель Луганской областной военной администрации Сергей Гайдай в свою очередь пишет, что за минувшие сутки российские войска обстреляли Северодонецк, Лисичанск, Горское, Приволье и Попасную — в каждом из населенных пунктов повреждены жилые дома и хозяйственные постройки. О жертвах Гайдай не сообщил.
Губернатор Днепропетровской области Валентин Резниченко утверждает, что утром ВС РФ из «Градов» обстреляли Марьянское и Большую Костромку, данных о пострадавших нет.
Минобороны подтвердило вчерашний удар по Киеву: ведомство сообщает, что удар был нанесен «высокоточным оружием ВКС РФ» по оборонному заводу «Артем».
Тем временем мэр Киева Виталий Кличко сообщает, что под завалами обрушившегося после этого ракетного удара жилого дома спасатели нашли тело погибшего. Ранее было известно о 10 пострадавших.
Из-за удара по Киеву погибла журналистка «Радио Свобода» Вера Гирич — ракета попала в ее дом, сообщает само издание.
Пограничное отделение ФСБ в Брянской области обстреляно со стороны Украины, сообщает губернатор.
В Украине похитили двух британцев, которые сотрудничали с гуманитарными организациями, пишет CNN со ссылкой на Доминика Бирна, соучредителя Presidium Network.
По словам Бирна, мужчины пропали со связи в понедельник утром. Они ехали к югу от Запорожья, чтобы помочь эвакуировать мирных жителей из этого района. Семью, которой пытались помочь волонтеры, задержали российские военные; их интересовало, не были ли эти мужчины «британскими шпионами», говорит Бирн. Позже семью освободили, сейчас они в безопасности в Польше. Где сейчас волонтеры, неизвестно.
«Би-би-си» опубликовало рассказ жителя Андреевки (Киевская область) Никиты Горбаня. По словам молодого человека, российские военные пытали его, а затем похитили и содержали в качестве военнопленного в курском СИЗО.
До войны Горбань работал лаборантом в киевской больнице. В начале марта в Андреевку, где он жил с семьей, зашли российские войска. Никита с отчимом прятался в погребе; вскоре их обнаружили военные, вытащили наружу и начали пытать. Молодой человек не объяснил, что от него хотели добиться.
Затем Никите, по его словам, залили воды в сапоги и заставили лечь на землю — так он и его отчим провели несколько ночей. После этого мужчин доставили на территорию России — сперва в лагерь, а затем в курский следственный изолятор. Здесь, по словам Горбаня, его избивали. Кроме того, пальцы на его ногах были сильно обморожены и почернели — в конце концов их пришлось ампутировать полностью.
Через несколько недель Никиту обменяли на российских пленных. Вице-премьер Украины Ирина Верещук подтвердила «Би-би-си», что Горбаня действительно обменивали — и что обмен гражданских заложников на военнопленных запрещен Женевской конвенцией.
«Они захватили всех этих заложников — мирных жителей, женщин, работников местных советов, чтобы попытаться их использовать», — сказала она.
Днепровский районный суд Киева 28 апреля признал виновным в дезертирстве и государственной измене Игоря Руденко — бывшего украинского офицера, который после присоединения Крыма вступил в российскую армию. Руденко приговорили к 15 годам лишения свободы, сообщают «Ґрати».
В 2011 году Руденко начал служить в Крыму в составе 36-й отдельной бригады береговой охраны ВМС Украины. Бригада дислоцировалась в селе Перевальное недалеко от Симферополя. После присоединения Крыма Руденко остался на полуострове и продолжил службу в 126-й отдельной бригаде береговой охраны ВМС РФ. Как пишут «Ґрати», в составе этой же бригады Руденко вторгся в Украину 25 февраля. Бригада перешла административную границу с Херсонской областью и двинулась в сторону Новой Каховки, откуда после должна была поехать в Николаев. Взять город российские войска не смогли — и на восьмой день вторжения Руденко сдался в плен в 60 километрах от Николаева, после того как их КАМАЗ подбили.
4 марта, на следующий день после сдачи Руденко в плен, СБУ опубликовала видео, на котором мужчина рассказывает, что произошло.
— Я хочу обратиться к народу Украины с прощением о том, что погибают люди, дети… И все, что нам говорили — это неправда <…> Когда мы сдавались в плен, там вышли обычные селяне с ружьями. Я скомандовал прекратить огонь. Вышел первый туда к ним, они сказали: «Мы свои, смотрите, с чем мы воюем — мы защищаем свои села». Вкратце — я сразу понял все, что они мне сказали. Я сказал сдать оружие, положил оружие, со мной было 11 человек…
Далее в видео Руденко звонит своей жене и рассказывает ей, что «здесь мирное население, военных формирований нету».
Уголовное дело по статьям о госизмене и дезертирстве возбудили еще в январе 2015 года. Тогда Руденко объявили в розыск, а производство по делу приостановили. После того как военнослужащий сдался в плен, его продолжили.
Суд над Руденко длился два дня — он проходил в закрытом режиме. Приговор в отношении Руденко цитируют «Ґрати»: военнослужащий на суде утверждал, что отказался продолжить службу в украинской армии, поскольку считал, что его контракт с ВСУ разорван.
— Часть военнослужащих воинской части предприняли меры для возвращения на не оккупированную территорию Украины. Однако он, желая получить материальную выгоду и повышение по службе, остался, — цитирует показания Руденко в приговоре суд. По его словам, 22 марта 2014 года он подписал контракт военнослужащего армии РФ.
Однако прокуратура в суде доказывала, что до июня 2015 года у Руденко действовал контракт с ВСУ. Тогда его уволили в запас в связи с лишением воинского звания.
Во второй день суда Руденко полностью признал вину и попросил судью не наказывать его строго, сославшись на то, что имеет ребенка на иждивении. Он также настаивал, что командир бригады береговой охраны ВСУ в 2014 году фактически сложил полномочия, предоставив каждому военнослужащему делать выбор самостоятельно.
Судью аргументы Руденко не убедили.
Военком Пермского края Александр Коковин на заседании оргкомитета по подготовке к празднованию 9 мая попросил власти региона не распространять информацию о погибших, раненых и попавших в плен в ходе боевых действий в Украине. Об этом сообщает «Медуза».
Выступая перед чиновниками, Коковин попросил прекратить онлайн-трансляцию, которая в тот момент шла в паблике краевого правительства «ВКонтакте».
— Я попрошу камеры выключить, — цитирует Коковина Meduza. — Я просто хочу один вопрос поднять по проведению специальной операции. Состоялся указ президента РФ, соответственно по линии министерства обороны отдан приказ министра обороны по введению информации, что касаемо погибших, раненых и тех, кто находится в плену, в разряд «Для служебного пользования». У нас в крае периодически появляется информация в СМИ, в большинстве случаев не проверенная, что вызывает определенный резонанс при проведении нынешней призывной кампании. Я попрошу, коллеги, всех, у кого есть какое-то желание написать в газету, давайте будем вместе взаимодействовать со мной, согласовывать какие-то вопросы и после этого писать. Потому что большей информацией, чем я, никто из вас не обладает.
Губернатор края Дмитрий Махонин прокомментировал речь военкома репликой про то, что «журналистское сообщество — люди загадочные» и добавил, что не знает, откуда они берут информацию. При этом трансляция заседания правительства прервалась.
3 апреля региональная «Комсомольская правда» сообщала о 20 пермяках, погибших в Украине.
Жители двух соседних сел в Черниговской области — Старого и Нового Быкова — рассказали «Радио Свобода» о массовых расстрелах гражданских российскими военными, которые захватили оба села 27 февраля.
Шестерых мужчин в Старом Быкове, по словам местных жителей, расстреляли в первых же день. Среди жертв — сын и зять Виктории Вовк, которая нашла тела родных только на следующий день, а похоронить их российские военные разрешили только на девятые сутки. По словам жительницы села, шестерых мужчин похоронили в одежде, завернув в одеяла.
Уже после того, как российские войска покинули Черниговскую область, полиция провела эксгумацию тел, обнаружив на трупах следы насилия.
— Их не только расстреляли выстрелом в голову, над ними еще и издевались, — говорит Виктория. — Зятю перерезали сонную артерию, а сыну прокололи сердце, ребра разбили.
В соседнем селе Новый Быков российские военные устроили временную тюрьму, через которую прошли по меньшей мере 40 человек. Об этом журналистам рассказал местный житель Максим Дидык. Он был среди пленников и тоже провел 12 дней в котельной клуба, из которой российские военные, по его словам, сделали карцер.
— Пленных били по голове стеклянными бутылками, выпускали рядом с ними автоматные очереди, избивали прикладами, а одному пленному вставляли оружие в рот и говорили, что сейчас расстреляют, — говорит он.
Один из российских военнослужащих сделал из Максима Дидыка разнорабочего, развязав ему руки и сняв повязку с глаз. 29-30 марта, когда российские войска стали уходить из села, «надзиратель» импровизированной тюрьмы, по словам Дидыка, начал выводить из котельной пленников по одному и расстреливать их.
— Вскоре я услышал выстрелы неподалеку, а потом тишину, — вспоминает Максим Дидык. — После того как он застрелил одного деда, военный вернулся в котельную и попросил у меня тряпку. На его ногах была кровь.
Максима, по его словам, тоже вывели на расстрел, но российский военный его пожалел. По словам Дидыка, тот признался ему, что казнил четырех пленников, а шестерых отпустил.
Журналистам удалось установить личности расстрелянных и установить место их казни. Среди убитых — 38-летний сотрудник школы-интерната, и двое мужчин 52 и 64 лет.