Дмитрий Иванов находится под стражей с июня 2022 года, а на свободе последний раз был в апреле — за посты в телеграм-канале «Протестный МГУ» он отбыл два административных ареста в Сахарово подряд — 10 и 25 суток. В последний день второго административного срока его забрали из Сахарово и отвезли на допрос в СК уже по уголовному делу о «фейках».
В ходе судебного разбирательства были допрошены свидетели обвинения, которые в один голос называли Иванова «антироссийским фашистом», и свидетелей защиты, которые не только охарактеризовали активиста с лучшей стороны, но и косвенно подтвердили правдивость его публикаций.
После допроса всех свидетелей адвокат Мария Эйсмонт смогла убедить суд вызвать в качестве свидетелей представителя Минобороны Игоря Конашенкова, министра иностранных Сергея Лаврова и постоянного представителя России в ООН Василия Небензю — все обвинение строится на противопоставлении слов Иванова и заявлений этих чиновников. Им были выписаны повестки, но в суд они так и не явились.
1 марта закончилось многомесячное рассмотрение дела против Иванова по существу, состоялись прения: прокурор Юлия Правосуд запросила для Иванова 9 лет колонии, а Дмитрий Иванов выступил с последним словом, в котором призвал поддерживать других политзаключенных и распространять правду.
Поддержать Дмитрия Иванова пришли десятки человек. В зал большинство из них не пустили — тех, кто смог войти в здание суда, приставы пытаются прогнать в зал для трансляции на другом этаже со словами: «Идите скорее, вы же все пропустите».
У зала, куда скоро должны привести активиста, остались только мать Иванова, его адвокат Мария Эйсмонт и около 15 аккредитованных журналистов.
Иванов по-английски рассказывает иностранным журналистам, что его ждет приговор за его антивоенную позицию: «Вы должны понять, что Россия — это не Путин. Десятки миллионов россиян против этой преступной войны. У многих родные в Украине, и они чувствуют их боль. Сейчас темный момент нашей истории, но так всегда бывает перед рассветом».
Журналист The New York Times спрашивает Иванова, верит ли активист, что пробудет в заключении столько, сколько присудят ему сегодня.
«Конечно нет, как и про любой приговор сейчас, я не считаю, что он дойдет до конца», — отвечает Иванов.
За минуту до приговора Иванов успел сказать, что студентам МГУ он передает большой привет, он чувствует поддержку со всего мира. Иванов был счастлив учиться там пять лет.
Иностранным журналистам активист пояснил, что, «чтобы запугать всех, Путин хочет показать что его власть безгранична. Но то что мы общаемся, показывает, что он не всевластен, мы можем бороться за свободу и за мир».
«Я призываю всех делать то, что они могут, я верю, что мы остановим войну и создадим новую демократию, отвечающую на запросы общества», — сказал Иванов за минуту до приговора.
Судья Дарья Пугачева зачитала, что срок — 8 лет и 3 месяца. Секретарь суда поправила для журналистов, что на самом деле срок — 8,5 лет. Но слушатели в зале суда и зале для трансляций ясно услышали 8 лет и 3 месяца.
Мария Эйсмонт сказала, что дождется распечатанного приговора и скажет, что в документе суда.