Утром 11 апреля домой к журналисту Роману Иванову и его жене Марии Некрасовой пришли с обыском. В шесть утра Иванов успел сообщить корреспонденту SOTA, что ему «выносят дверь», и перестал выходить на связь.
Уже после обыска Мария Некрасова рассказала, что силовики, появившиеся под дверью ранним утром, «пришли с глушилками, сразу начали ломать дверь, без каких-либо предупреждений». По словам Марии, во время обыска изъяли «все, что плохо лежало»: значки с предвыборной кампании Навального, жесткие диски, технику.
Жена Романа Иванова проходит свидетелем по делу, 11 апреля ее допросили в Следственном комитете в Мытищах одновременно с мужем.
После допроса Романа Иванова его адвокат Катерина Тертухина рассказала «Медиазоне», что на журналиста возбудили сразу три уголовных дела о военных «фейках» — за три отдельных поста. Тертухина предположила, что позже эти дела «все равно объединят в одно».
Поддержать Романа Иванова в суде пришли несколько десятков человек, среди них его жена Мария Некрасова и мать Алла Иванова. Пришедшие обмениваются бланками для характеристики личности Иванова и подписывают их — до начала заседания собрали уже 29 характеристик для суда.
Одна из слушательниц говорит собравшимся: «Раздаю всем конфетки от выгоняния. Когда хочется заговорить, берете конфетку и молчите».
Дело будет рассматривать судья Дмитрий Ганус.
В марте прошлого года судья Ганус и его жена прокурор Мария Семененко стали участниками драки в ресторане La Provincia. Тогда сотрудник МВД Роман Ромашин со спутницей сначала нагрубили Ганусу и Семененко, а потом напали на них с кулаками.
После этого инцидента Следственный комитет возбудил сразу два уголовных дела. Первое — на Ромашина по статье о хулиганстве, второе — в отношении двух сотрудников ОМОНа, которые осуществляли государственную защиту Марии Семененко, по статье о халатности. Семененко уже несколько лет находится под госзащитой, так как ведет резонансные уголовные дела — например, представляла сторону обвинения в делах об убийствах Бориса Немцова и Анны Политковской, а также на процессе в отношении сестер Хачатурян.
Судья Ганус вызывает юриста Рыжову в зал: «Нам с вами нужно немножко пообщаться». Он спрашивает, где работает Рыжова. Она рассказывает, что практикует как юрист по административным правонарушениям, гражданстким делам и иногда в уголовных процессах.
В уголовных процессах Рыжова обеспечивает представление в международных судах. Судью Гануса интересуют, по каким статьям Рыжова работает в уголовных делах. Она отвечает, что в делах по оправданию терроризма (205.2 УК) и по возбуждению ненависти либо вражды (282 УК).
Судья Ганус продолжает расспрашивать Рыжову:
— Вы в курсе, что вменяется Иванову?
— 207.3.
— Суть в чем? Знаете, нет? (обращаясь к адвокату Тертухиной) Не надо подсказывать!
— Распространение не соответствующей действительности информации о ВС РФ.
— Опыт есть у вас?
— По этой статье нет.
Тогда судья Ганус спрашивает, чем Рыжова хочет заниматься в рамках данного дела. Она снова отвечает про подготовку документов.
— Вы думаете, без вас она [адвокат Тертухина] не справится?
— Это не я буду решать.
Второе ходатайство Иванова — об отводе судьи Гануса: «У нас с вами богатый опыт встреч в судах». Иванов неоднократно писал в своем телеграм-канале о делах, которые рассматривал судья Ганус (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7).
Судья Ганус реагирует на ходатайство непринужденно и спокойно объясняет Иванову, что тот может не писать ничего на бумаге — устное ходатайство будет отражено в протоколе.
Иванов считает, что, не пустив в процесс Рыжову, Ганус нарушил его право на защиту. Также ранее Иванов освещал процесс по поводу фальсификаций на выборах в Королеве, где председательствовал Ганус. Он также упоминает публикацию в канале по поводу потасовки с участием судьи Гануса и его супруги прокурора Семененко.
В 2022 году судья Ганус, по мнению Иванова, необъективно рассмотрел дело против него о неповиновении полиции (19.3 КоАП). Это постановление впоследствии было отменено областным судом.
С учетом вышеперечисленного Иванов считает судью Гануса предвзятым: «Требую обеспечить мне объективное правосудие и сменить председательствующего».
Адвокат Тертухина поясняет, что просит передать дело на рассмотрение другому судье Королевского городского суда.
Следователь Лещенко оставляет решение на усмотрение суда. Прокурор снова зачитывает из телефона нормы УПК — она не считает, что у судьи Гануса есть заинтересованность в деле Иванова.
Судья Ганус ушел на решение по ходатайству.
Ожидая решение судьи Гануса по собственному отводу, адвокат Тертухина и Иванов разбирают посты, которые легли в основу обвинения.
Иванов перечисляет в беседе с адвокатом доводы, которые можно привести в рамках судебного разбирательства, доказывая невиновность. «Год я рассказываю это во всех судах» — смеется Тертухина, намекая на тщетность предложенных аргументов.
Иванов начинает жестами общаться с дочерью, которая сидит в зале, и улыбается ей.
Адвокат Тертухина заявляет следующие ходатайства — о допросе жены и матери Иванова. Они смогут рассказать суду, что Иванов может находиться под домашним арестом.
Первой в суд заходит жена Романа — Мария Некрасова. С трибуны она показывает мужу сердечко пальцами. Тот отвечает из клетки взаимностью.
На вопросы адвоката Тертухиной Некрасова говорит, что считает своего мужа честным и очень его любит: «Очень часто жертвуя своим временем он помогает людям, которые не могут в этом городе найти справедливости».
Некрасова в деталях объясняет, как Иванов помогает людям в разных ситуациях. Она дополнительно поясняет, что муж живет с ней и может находиться в квартире под домашним арестом.
На этом допрос Некрасовой окончен.
Алла Иванова говорит, что сын помогает ей, но не деньгами, а по хозяйству: «Потому что квартира убитая».
Адвокат просит рассказать о характере сына. «Он очень такой жалостливый. Другой раз не в меру. Мне кажется, что надо немножечко пожестче. Сын как сын», — сухо отвечает Алла Иванова.
Она обещает кормить сына под домашним арестом: «Я каждый год сажаю [рассаду]— у меня провизии…».
На этом допрос матери Иванова окончен.
В суде выступает следователь Ян Лещенко. Он зачитывает материалы дела, которое возбуждено 10 апреля (это три дела в одном производстве). Иванову вменяются несколько публикаций:
— пост в телеграме «Честное Королевское» от 5 апреля 2022 года об убийствах мирных жителей в Буче;
— пост во «ВКонтакте» в одноименном паблике от 24 октября 2022 года под ником «Егор Терентьев» о докладе ООН, в котором говорится о военных преступлениях российской армии;
— пост в телеграме «Честное Королевское» от 14 марта 2023 года о выступлении министра обороны Сергея Шойгу в Королеве. В этом посте говорится, что Россия наносила ракетные удары по гражданской инфраструктуре Украины.
Выслушав просьбу следователя Лещенко отправить Иванова в СИЗО на два месяца, судья Ганус начинает скороговоркой перечислять материалы дела.
С учетом открытого из-за жары окна, выходящего на дорогу, слова судьи, который говорит себе в стол, расслышать и понять слова практически невозможно.
Адвокат Тертухина считает обвинение необоснованным, так как в материалах дела не доказана причастность Иванова к преступлению. «Само обвинение является абсолютно голословным», — отмечает защитник, добавляя, что Иванова преследует за реализацию права на свободу слова. Мотив политической ненависти не обоснован и является домыслом следствия, говорит защитница.
Адвокат Тертухина говорит, что считает неточно сформулированной саму статью 207.3 УК об «антивоенных фейках», которая фактически направлена на «подавление любой формы политического плюрализма и инакомыслия».
Обвинение, по ее мнению, также не представило никаких свидетельств того, что Иванов может скрыться от следствия или попытаться уничтожить доказательства по делу (они уже зафиксированы в документах).
Иванов говорит, что работает журналистом и подвергается преследованиям в Королеве с 2020 года. «Я предполагал, что рано или поздно может после административного дела появиться и уголовное», — он напоминает, что у него и раньше проходили обыски.
«Мне это неинтересно», — обрывает его речь судь Ганус. Обвиняемый продолжает рассказывать, что у него есть загранпаспорт и все возможности уехать из России, но он этого до сих пор не сделал.
«Ваша честь, я являлся на все заседания Королевского суда, в том числе по арестным статьям — и к судье Ромашину, и у вас приходил. В суде случаются ошибки и вынесенное вами постановление было отменено в Мособлсуде. Согласитесь, Ваша честь, меня незаслуженно наказали, я ни за что провел семь суток в приемнике».
Судья Ганус снова прерывает Иванова и просит вернуться к сути дела. Тот в ответ объясняет, что все его предыдущие посещения Королевского суда доказывают, что он не намерен скрываться.
«Есть две замечательные фразы: "От сумы и от тюрьмы не зарекаются" и "Поступайте с другими так, как вы хотели бы, чтобы поступили с вами". Я думаю, вы поняли, на что я намекаю. У меня все».
В коридоре задержали активистку Ирину Яценко, которая отказалась покинуть здание суда после закрытия, несмотря на уговоры приставов — она хотела дождаться решения по мере пресечения для Романа Иванова.
ОВД-Инфо сообщает, что активистку Ирину Яценко отпустили без протокола.