Евгений Мищенко — постоянный участник протестных акций и волонтер Немцова моста — стихийного мемориала на месте убийства Бориса Немцова на Большом Москворецком мосту у Кремля.
11 сентября Мищенко был задержан на мосту, но известно об этом стало только через день. Его обвинили в участии в легионе «Свобода России» — формировании россиян, которые воюют на стороне Украины. В России эта организация признана террористической, и Мищенко инкриминировали статью об участии в деятельности террористической организации (Часть 2 статьи 205.5 УК).
Арест был запланирован на 13 сентября, и перед заседанием Мищенко рассказал, что его сильно избили: как выяснилось, ему сломали три ребра. По просьбе адвоката Николая Фомина, ему вызвали скорую помощь, которая его госпитализировала. Сегодня активиста выписали из больницы.
Накануне Мищенко, впервые увидев своего адвоката и журналистов, сказал, что «в принципе» признает свою вину. Но уже после того, как суд отказался его арестовывать в первый раз, адвокат Фомин объяснил, что ждет возможности снова пообщаться со своим подзащитным, чтобы выяснить, не изменилась ли его позиция.
Перед заседанием Мищенко комментирует «Медиазоне», что полностью признает вину и готов понести наказание.
«Я выходил на связь с этой организацией, легион "Свободная Россия", это бесполезно отрицать, это действительно так», — говорит активист.
Затем он уточняет, что «там был внедренный агент, подыграл моим чувствам».
Судья Евгения Бабинова открывает заседание, в нем участвуют прокурор Гаврилов и следователь Тукумбетов.
Далее судья зачитывает материалы дела, из него следует, что оно было возбуждено в отношении Мищенко 8 сентября. Активиста обвиняют в участии в легионе «Свобода России».
Вчера, продолжает судья, Мищенко госпитализировали в больницу №20 и освободили из-под стражи, однако затем медики решили, что активист может участвовать в судебном заседании.
По мнению следователя, Мищенко может повлиять на свидетелей и уничтожить доказательства по делу. Поэтому он просит назначить арест до 8 ноября 2023 года.
Не уточняя деталей, судья Бабинова читает из материалов, что оперативники нашли в действиях Мищенко состав не только преступления по статье об участии в террористической организации (205.5 УК), но и о содействии террористической деятельности (Статья 205.1 УК). Обвинение в итоге предъявлено по более тяжкой статье 205.5.
Кроме того, из ее слов выясняется, что в деле присутствует секретный свидетель, допрос которого провели 12 сентября.
Также в материалах указано, что Мищенко находится на контроле Центра «Э», как участник «политических мероприятий».
Судья Бабинова говоорит, что из больницы поступила выписка о заболеваниях Мищенко, но она не перечисляет их. «Может присутствовать и участвовать в следственных действиях и находиться в СИЗО», — решили травматолог и ортопед ГКБ имени Ерамишанцева.
Теперь выступает сам Мищенко.
«Я человек незлобливый, не террорист, действий не было для причинения вреда, и кроме того, я просто не могу никуда скрыться, это сейчас невозможно, просто хотелось бы навести какой-то порядок, жену встретить в своей квартире, чтобы она приехала и как-то разъяснить ситуацию. Возможно, поскольку у меня жена находится на иждивени, она не работает, нужно продать машину и сдать квартиру, и она поедет к себе», — говорит он и просит не отправлять его в СИЗО.
Защитник Фомин просит Мищенко описать, когда его выписали из больницы. В ответ тот говорит, что в 8:20 его выписали из больницы, а потом сразу повезли в суд.
Тогда адвокат поясняет, что у него со вчерашнего дня не было времени для общения с подзащитным. И даже сейчас он не успел с ним посоветоваться.
Он продолжает расспрашивать Мищенко:
— Кто вас известил о суде?
— Ну, сотрудники? А кто должен?
— Вы понимали, что из больницы могли ехать домой и срок задержания истек?
— Нет, не понимал.
— Кто с вами находился? Сотрудник полиции?
— Я не… я удовлетворен действиями в больнице.
— Вы были ограничены в своем перемещении?
Судья Бабинова прерывает импровизированный допрос и говорит, что сейчас не рассматриваются действия полиции.
Далее выясняется, что Мищенко с момента задержания и до сих пор не мог пообщаться с родственниками.
«Меня уже задерживали. Я не хотел еще одно такое жесткое задержание», — объясняет Мищенко, почему он сегодня покорно пошел с полицией из больницы в суд.
Адвокат Фомин далее объясняет, что в материалах дела никак не обосновано, почему надо отправлять его подзащитного под стражу. Мищенко фактически уже полдня на свободе, но никак не пытался повлиять на свидетелей или уничтожить доказательства, настаивает защитник.
«Он вел себя как абсолютно мирный человек, который полностью отдался во власть правосудия», — говорит Фомин.
По мнению защитника, следствию уже не надо ничего уточнять в деле Мищенко, и он вполне может находиться под домашним арестом.
Следователь выступает против домашнего ареста, потому что Мищенко якобы может уничтожить «информационные следы» — а дело строится только на таких доказательствах.
Судья Бабинова удалилась на вынесение решения.
Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!
Мы работаем благодаря вашей поддержке