Верховный суд Карелии ужесточил приговор историку Дмитриеву с 3,5 до 13 лет. Как это случилось
Александр Бородихин|Алла Константинова
Верховный суд Карелии ужесточил приговор историку Дмитриеву с 3,5 до 13 лет. Как это случилось

Юрий Дмитриев. Фото: Давид Френкель / Медиазона

Верховный суд Карелии рассмотрел жалобу обвинения на приговор главе местного отделения «Мемориала» Юрию Дмитриеву и заменил назначенные ему судом 3,5 года на 13 лет лишения свободы. Решение Петрозаводского городского суда, оправдавшего Дмитриева по остальным статьям обвинения, отправлено на пересмотр. Это уже второй раз, когда решение об оправдании историка отменяется — и все снова возвращается в суд.

Суды и оправдания

64-летний руководитель карельского отделения общества «Мемориал» Юрий Дмитриев известен своими исследованиями массовых захоронений времен Большого террора — во время своих экспедиций он обнаружил тысячи могил, в которых хоронили жертв массовых расстрелов. На месте одного из таких захоронений в Сандормохе появился мемориальный комплекс. Дмитриев занимался составлением книг памяти, возвращая имена безымянным костям в этих могилах.

Впервые в СИЗО он оказался в 2016 году, когда его обвинили в изготовлении порнографии и развратных действиях — поводом для дела стали 9 фотографий его голой приемной дочки, которой во время съемок было от 3 до 6 лет. Историк настаивает, что фотографировал свою часто болевшую дочь, чтобы следить за ее развитием и документировать ее состояние здоровья — и чтобы было, что показать сотрудникам опеки, если они заинтересуются состоянием девочки. Ему вменили и незаконное хранение оружия — из-за лежавшего дома фрагмента ствола от старого охотничьего ружья.

В 2018 году, хотя обвинение просило назначить Дмитриеву девять лет в колонии строгого режима, Петрозаводский городской суд его оправдал по всем обвинениям, кроме хранения оружия — за это Дмитриев получил 2,5 года ограничения свободы. Через несколько месяцев оправдательный приговор отменили, историка снова отправили в СИЗО — уже по новому делу о насильственных действиях сексуального характера. На этот раз Дмитриева обвинили в прикосновениях к промежности восьмилетней девочки; сам он говорил, что проверял сухость ее белья, поскольку дочь страдала от недержания мочи — это подтверждается выписками из больницы. Поводом для возбуждения дела послужили записи двух бесед с приемной дочерью Дмитриева с психологом и следователем, которые состоялись после его оправдания.

Новое дело объединили с предыдущими обвинениями, которые снова вернулись в суд после отмены оправдательного приговора. В итоге в июле 2020 года Петрозаводский городской суд приговорил Дмитриева к трем с половиной годам колонии строгого режима по обвинению в насильственных действиях, но оправдав по всем остальным статьям.

Юрий Дмитриев должен был выйти на свободу уже в ноябре, но сегодня Верховный суд Карелии неожиданно пересмотрел и этот приговор, резко увеличив срок наказания — с 3,5 до 13 лет в колонии — и отправив на пересмотр оправдательное решение по остальным статьям.

Отмена и ужесточение

Первое апелляционное заседание в Верховном суде Карелии было назначено на 16 сентября, но его перенесли на неделю из-за состояния здоровья адвоката Виктора Ануфриева, находящегося на карантине из-за подозрения на коронавирус. Защитник просил о переносе заседания на 28 сентября, когда он смог бы лично присутствовать в суде, но ему отказали — в итоге интересы историка на апелляции представлял назначенный государством защитник Артем Черкасов.

Второе заседание состоялось 22 сентября и длилось с 10 до 18 часов с перерывом на обед: все это время журналисты и группа поддержки Дмитриева из пары десятков человек стояли у здания суда — дело рассматривалось в закрытом режиме, но даже в коридор никого не пускали из-за пандемии коронавируса. В какой-то момент возле суда началась суматоха: одна из женщин, не выдержав, упала в обморок и ударилась лицом о каменную лестницу. Ее госпитализировали.

Сегодня массовое ожидание продолжилось: обмотанные шарфами и пледами люди, как и прежде, собрались у Верховного суда в 10 часов утра. Находящегося на карантине адвоката Ануфриева на заседании снова не было. Около пяти вечера решение суда объявил представитель потерпевшей стороны Игорь Перов — он бодрым шагом вышел из здания и оказался в кольце правозащитников и журналистов. Услышав об ужесточении приговора до 13 лет, все опешили. «Что это значит?» — растерянно переспрашивали люди друг друга.

«Все эти четыре года я всякий раз был готов к любому повороту дела, и сегодня я тоже был готов, — признается "Медиазоне" друг Дмитриева, историк Анатолий Разумов. — Сейчас, я считаю, важно быть солидарными всем тем, кто поддерживает [родную дочь Дмитриева] Катерину и его внуков. Я всегда понимал, что это очень долгая дорога защиты: даже тогда, когда объявили первый приговор в 3,5 года, и он был оправдан по большинству предъявленных ему лживых обвинений. Сейчас мы понимаем, что это более трудная задача — но защита продолжается, это самое главное. Юрий Дмитриев не виновен, вот что я могу сказать».

Адвокат Черкасов, который по назначению представлял интересы историка в этом заседании, сказал, что не может давать комментарии о происходившем на закрытом заседании.

«Мы все это время были на связи с [адвокатом Ануфриевым], мы разговаривали вчера накануне процесса и сегодня во время перерыва, — заметил защитник. — Скажу так: иллюзий никто не строил. Дважды отмененный приговор. Что касается 13 лет — не то чтобы там было какое-то ожидание, но никого этот результат не удивил. Я имею в виду меня, самого Юрия Дмитриева или Виктора Ануфриева. Но это не значит, конечно, что с приговором мы согласны. Не согласны категорически, и приговор будет обжалован в кассационном порядке, безусловно».

Редактор: Егор Сковорода

Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!

Мы работаем благодаря вашей поддержке