Олег Сенцов в Лефортовском районном суде Москвы, июль 2014 года. Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС
До восьми человек выросло число установленных обвиняемых резонансного дела о «диверсионно-террористической группе "Правого сектора"», которая, по версии ФСБ, весной 2014 года совершала теракты на территории Крыма. Фамилия и инициалы одного из новых фигурантов дела совпадают с данными пропавшего несколько дней назад в Евпатории 25-летнего крымского татарина
Состав предполагаемой группы «крымских террористов» перечисляется в ходатайстве о продлении срока ареста украинскому режиссеру Олегу Сенцову. Документ, копия которого есть в редакции «Медиазоны», подписан старшим следователем по особо важным делам Следственного управления ФСБ России майором юстиции Артемом Бурдиным и датирован 22 сентября. Ходатайство завизировал первый заместитель начальника Следственного управления ФСБ генерал-майор Михаил Шишов.
«В указанное террористическое сообщество в различное время вошли Асанов Э.Н., Афанасьев Г.С., Боркин Н.С., Зуйков И.В., Кольченко А.А., Цыриль С.В., Чирний А.В. и иные неустановленные лица», — говорится в документе.
Эти имена раньше в деле не упоминались, а в июльском ходатайстве того же следователя как участники группы были названы только Сенцов, Чирний, Афанасьев, Кольченко и «неустановленные лица».
Со всех адвокатов, работающих по делу «крымских террористов», взята подписка о неразглашении материалов предварительного следствия. 18 августа адвокат Дмитрий Динзе, представляющий интересы Сенцова, попытался обжаловать подписку о неразглашении, которую следователь у него взял, однако суд отказал ему и оставил решение следствия в силе.
Ходатайство следователя, в котором упоминаются имена новых фигурантов, было зачитано в открытом судебном заседании в конце сентября.
По версии ФСБ, изложенной в ходатайстве следователя Бурдина, в апреле 2014 года украинский режиссер Олег Сенцов, «действуя по указанию неустановленных лиц из числа представителей украинского радикального движения "Правый сектор"», создал в Симферополе «террористическое сообщество». Это сообщество якобы ставило своей целью дестабилизацию работы органов власти в Крыму и «воздействие на принятие решений органами государственной власти Российской Федерации о выходе республики Крым из ее состава».
Созданная Сенцовым группа, как настаивает следствие, совершила в Симферополе два террористических акта 14 и 18 апреля, а также вела подготовку к еще двум взрывам 9 мая.
14 апреля с помощью «коктейля Молотова» был совершен поджог здания «Русской общины Крыма», обгорел вход в здание. Поджог, по версии следствия, совершили Зуйков, Афанасьев и Чирний, действовавшие по указанию Сенцова. 18 апреля по его же указанию Кольченко, Боркин, Афанасьев и Чирний участвовали в поджоге здания симферопольского отделения «Единой России». Тогда обгорело окно.
#галерея1#
После этого Сенцов «дал указания Афанасьеву Г.С. и Чирнию А.В.» о подготовке двух взрывов — памятника Ленину на привокзальной площади Симферополя и мемориала «Вечный огонь» в парке им. Гагарина. Взрывы якобы должны были прогреметь 9 мая, однако в ночь с 8 на 9 мая Алексей Чирний, а затем и Геннадий Афанасьев были задержаны оперативниками ФСБ. Олег Сенцов был задержан 10 числа, Александр Кольченко – 17 мая.
Все задержанные были арестованы Киевским районным судом Симферополя, после чего их перевезли в Москву и поместили в СИЗО «Лефортово». Никакой официальной информации о судьбе остальных предполагаемых членов группы не поступало.
Олегу Сенцову, как предполагаемому создателю группы, был предъявлен самый тяжелый набор обвинений: создание террористического сообщества (часть 1 статьи 205.4 УК), совершение двух террористических актов (п. «а» части 2 статьи 205 УК), приготовление к совершению еще двух террористических актов (часть 1 статьи 30 и п. «а» части 2 статьи 205 УК), а также в незаконное приобретение взрывных устройств (часть 3 статьи 222 УК).
Остальным фигурантам вменяется участие в «террористическом сообществе» и участие в разных эпизодах совершения или подготовки «террористических актов».
Чирний и Афанасьев полностью признают свою вину и сотрудничают со следствием. Кольченко не отрицает, что был той ночью у здания «Единой России», однако сам ничего не поджигал — стоял в стороне и следил, не появится ли кто на пустой улице. С квалификацией этого инцидента как «террористического акта» Кольченко категорически не согласен, со следствием он не сотрудничает и показаний не дает.
Сенцов свою вину полностью отрицает и связывает уголовное дело с политическим преследованием активистов, не согласившихся с присоединением Крыма к России. По его словам, дело сфабриковано ФСБ для устрашения несогласных.
Сам Сенцов в начале июня рассказал о том, что после задержания его пытали сотрудники ФСБ. «На него был надет полиэтиленовый пакет, которым его душили до обморочного состояния, ему угрожали изнасилованием и убийством, при этом заставляли сознаться в организации взрывов, поджогах офисов, хранении оружия и взрывчатых веществ», — говорится в заявлении о совершении преступления, которое подал адвокат Сенцова Дмитрий Динзе.
«Я не знаю, Государственная дума приняла закон, запрещающий смеяться в цирке? Она может это сделать. Но я не могу понять, почему вы с серьезными лицами воспринимаете то, что здесь происходит. Это представление. Я не буду в очередной раз заявлять о своей невиновности, говорить, что все это сфальсифицировано и политически обосновано, о том, что применялись ко мне различные меры воздействия. Я об этом уже говорил, повторяться нечего», — заявил режиссер в суде по продлению меры пресечения 29 сентября.
В своем выступлении он пожелал России «скорее выйти из этого мрака и стать наконец-то свободной».
«А все, у кого совесть нечиста, могут начинать учить, как правильно пишется слово "люстрация"», — добавил Сенцов.
Во вторник родные 25-летнего крымского татарина Эдема Асанова заявили о том, что молодой человек пропал. Утром 29 сентября он вышел из дома в городе Саки, чтобы поехать на работу в Евпаторию, однако на работе он так и не появился.
Как рассказала «Медиазоне» сестра пропавшего Фериде Асанова, молодой человек работал спасателем в санатории «Приморье» в Евпатории. Последний раз, по ее словам, Эдема видели днем 29 числа на автовокзале в Евпатории. С тех пор Асанов исчез.
#галерея2#
На странице молодого человека «ВКонтакте» указано, что последний раз он заходил на нее с мобильного в 6:40 утра 29 сентября. Судя по его аккаунту, молодой человек увлекается музыкой — играет на барабанах — и изредка делает перепосты статусов о проблемах крымских татар после присоединения Крыма. По словам Фериде Асановой, ее брат Эдем всегда был спокойным и неконфликтным человеком, политической активности не проявлял.
В случае исчезновения Эдема Асанова привлекает внимание сходство инициалов пропавшего молодого человека с именем нового фигуранта дела «крымских террористов» — Асанова Э.Н.
По словам сестры Эдема, его отчество — Азизович. Тем не менее, нельзя полностью исключать, что составлявший ходатайство следователь мог допустить опечатку в одном из инициалов: Асанов упоминается только в одном месте одного из документов по делу «крымских террористов». Если допустить теоретическую возможность подобной опечатки, тогда можно предположить, что пропавший молодой человек был задержан сотрудниками ФСБ.
Подтвердить или опровергнуть это предположение «Медиазоне» не удалось. В Следственном комитете республики сообщили, что ничего о возможном задержании не знают, а человек с похожим именем числится у них как пропавший без вести и предложили направить запрос. В крымской прокуратуре также предложили отправить официальный запрос. Телефоны Киевского районного суда Симферополя, где арестовывали остальных фигурантов дела, недоступны. В Лефортовском суде города Москвы, где продлевают содержание под стражей другим фигурантам дела, «Медиазоне» сообщили, что ареста Асанова в период с 30 сентября до 3 октября не было. Впрочем, исчезновение Эдема Асанова может быть связано и с ошибкой силовиков или неофициальных подразделений. Так один из местных активистов в разговоре с «Медиазоной» предположил, что теоретически могли перепутать людей и представители «Самообороны Крыма».
Как бы то ни было, за последние дни это не первый случай бесследной пропажи или похищения молодых крымских татар. По сообщению сайта «Крым.Реалии», 27 сентября в микрорайоне Сары-Су под Белогорском неизвестные люди в форме затолкали в микроавтобус Исляма Джеппарова и Джевдета Ислямова и увезли в неизвестном направлении. По факту их похищения Следственный комитет завел уголовное дело, однако о судьбе молодых людей до сих пор ничего не известно.
По информации одного из лидеров крымских татар Мустафы Джемилева, который сейчас находится в вынужденной эмиграции, со времени присоединения Крыма к России бесследно исчезли уже 18 его соотечественников. Крымские татары, по его словам, постоянно подвергаются давлению со стороны новых властей.
«По всему Крыму прокатилась волна обысков домов крымских татар, мечетей, учебных заведений, библиотек. Последнюю неделю проведено более 40 обысков по формальным поводам», — заявил Джемилев 2 октября во время заседания Парламентской ассамблеи Совета Европы.
Можно предположить, что еще одним из новых фигурантов может оказаться 22-летий Никита Боркин из Ялты – его аккаунт единственный «ВКонтакте», чье имя совпадает с фигурантом дела «крымских террористов» Боркиным Н.С. и у кого как место жительства указан Крым. В друзьях у Никиты Боркина «ВКонтакте» есть некий Энвер Асанов, чей аккаунт уже удален из соцсети. По словам двоюродной сестры Боркина, его отчество Сергеевич. Опрошенные «Медиазоной» знакомые Боркина давно не знают, где он находится. Сам он своим аккаунтом не пользовался с 7 мая.