Небольшое помещение, на двери — табличка с образцом «доклада по форме»: «Товарищ председатель призывной комиссии! Призывник ФИО на заседание призывной комиссии прибыл». Внутри длинный стол, за которым сидят несколько человек: председатель, военком, врач, представитель МВД и сотрудник службы занятости. Для призывника — стул в центре комнаты или просто место у двери, где полагается стоять и произносить речь. Так выглядит заседание призывной комиссии, которая принимает решение о замене военной службы на альтернативную или отказывает в удовлетворении такой просьбы.
В тематических сообществах «ВКонтакте», посвященных альтернативной гражданской службе, и на YouTube — десятки видеороликов с таких заседаний.
— Вы сказали, что для вас свобода — это все, но как же мы отправим вас в психоневрологический интернат или учреждение социального обслуживания, если у нас нет уверенности, что вы отдадитесь полностью работе, забудете про свою свободу на время выполнения трудных обязанностей? — интересуется у призывника один из членов призывной комиссии Красносельского района Санкт-Петербурга.
— Говоря о том, что армия по призыву — это тюрьма, вы тем самым попираете Конституцию, — стыдит его другой.
На заседании комиссии Приморского района Петербурга присутствующие бесконечно просят выступающего перед ними Даниила Тискина объяснить, в чем же все-таки состоят его убеждения, а получив ответ на свой вопрос, задают его снова, но просят не повторяться.
— А не надо ее обеспечивать, свободу и независимость государства? — убеждают они призывника в необходимости отправиться в ряды вооруженных сил.
— Через лет десять ваша совесть, о которой вы сейчас так много говорили, не скажет вам чего-то, за что вам будет совестно и стыдно перед своими, например, детьми? — вопрошает Ивана Федосеева член призывной комиссии в Колпино Ленинградской области.
— Там хорошо кормят, там хорошо общаются, физически готовятся. Я вот служил в армии, я могу сказать объективно, что мне там служить понравилось, — рекламирует службу в рядах вооруженных сил сотрудник местной полиции.
— Вы меня не убедили, ни одного факта я не услышал, — слышит в конце концов молодой человек, и комиссия выносит отрицательное заключение.
— Есть такой необоснованный страх чиновников: если одному молодому человеку дать возможность не идти в армию, то все захотят на АГС. Кроме того, существует и палочная система: каждый призыв есть план по призывникам, который нужно выполнять. Ну и, наконец, консервативные взгляды членов призывных комиссий не могут не оставить свой отпечаток, — комментирует обычный сценарий заседания пресс-секретарь организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» Александр Передрук.
— Основная функция призывной комиссии — призыв на военную службу. Их готовят к этому, проводят обучение, сборы. Сотни ребят они отправляют на военную службу, а тут приходит один — и отказывается. Мне кажется, тут чисто психологические причины у членов призывной комиссии, — полагает руководитель постоянной комиссии СПЧ при президенте по правам военослужащих, координатор движения «Гражданин и армия» Сергей Кривенко.
Право на альтернативную гражданскую — то есть без оружия в руках и не на военных объектах — службу гарантировано принятой в 1993 году Конституцией. Но реализовать это право первые десять лет было почти невозможно, так как никто в военкоматах не понимал, чьи просьбы об АГС удовлетворять, чьи — нет, и как проверить, что убеждения или вероисповедание призывника действительно не позволяют ему держать в руках оружие. И главное — кто уполномочен принимать решение о замене военной службы на АГС.
Закон об АГС был принят в России в 2002 году, а вступил в силу с 1 января 2004 года. В документе закреплено право на службу, альтернативную военной, не только для верующих: «Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если: несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами».
Перечень профессий и должностей, которые могут занимать альтернативщики, определяется приказом Министерства труда. Он постоянно уточняется; действующая редакция принята в феврале 2015 года.
Продолжительность альтернативной службы в 1,75 раза дольше службы в армии — с 2008 года это 21 месяц. Если убеждения направленного на АГС этому не противоречат, он может проходить альтернативную службу на предприятиях Вооруженных сил, и тогда ее срок составляет 18 месяцев.
Заявление на прохождение альтернативной службы нужно направлять за полгода до начала первого призыва. Например, если летом молодому человеку исполняется 18 лет, и у него нет отсрочек от армии, призывать на военную службу его будут с 1 октября по 31 декабря. А заявление на АГС он должен направить еще до 1 апреля, в возрасте 17 лет. Если есть отсрочка из-за учебы в вузе, то, как правило, вчерашний студент попадает в весенний призыв, который длится до 15 июля (Минобороны регулярно предлагает продлить его до конца августа, но пока эти поправки не приняты). В этом случае подавать заявление на АГС нужно в начале своего последнего учебного года — в срок до 1 октября.
— Как правило, пропуск сроков подачи заявления — это основная причина в отказе в замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую. И зачастую призывные комиссии даже не рассматривают причины пропуска срока, несмотря на четко сформулированную правовую позицию Конституционного суда, — говорит Александр Передрук.
Решение Конституционного суда, упомянутое правозащитником, было принято в октябре 2010 года по жалобе Михаила Жидкова и Олега Пильникова, которым в 2004 и 2005 годах отказали в праве на АГС сначала в военкомате, а затем и в районных судах, так как они пропустили сроки подачи заявлений — один написал его уже после начала призыва, другой был отчислен из вуза и неожиданно лишился отсрочки. КС в своем определении указал, что предписанный законом срок — формальность, которая, в случае несоблюдения, затрудняет реализацию права гражданина на АГС, но не может его лишать: «не может рассматриваться как устанавливающая такие сроки обращения гражданина с заявлением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, которые в случае их пропуска по уважительным причинам не могли бы быть восстановлены судом или иным правоприменительным органом».
Таким образом, в случае пропуска сроков призывник должен указать в своем заявлении, почему эта причина является уважительной (раньше времени закончилась отсрочка, поздно сформировались или изменились убеждения и так далее). При этом, подчеркивает Передрук, в призывной комиссии не вправе не принять поданное с нарушенными сроками заявление — отказать призывнику комиссия может только после рассмотрения документа на заседании с его личным участием.
Вместе с заявлением в призывную комиссию соискатель АГС несет автобиографию и характеристику с места работы или учебы, а также при желании указывает имена людей, которые могли бы подтвердить его убеждения, — они впоследствии могут прийти на заседание комиссии, выступить или просто оказать моральную поддержку. Заявление можно подавать лично (тогда имеет смысл принести его копию, на которой в канцелярии военкомата поставят отметку о принятии). Документ о принятии заявления в военкомате должны выдать обязательно, это прямо указано в статье 11 закона об АГС. Еще один способ — отправить документы по почте с уведомлением о вручении.
На заседание призывной комиссии вызывают повесткой, к нему имеет смысл подготовиться и составить небольшую речь на пять-семь минут: объяснить суть своих убеждений, и почему они противоречат военной службе. Как показывает практика, призывника на заседании будут перебивать, призывать одуматься и внять голосу совести, сокрушаться, что он не желает соблюдать закон, спрашивать, как же он защитит свою девушку в темном переулке, и требовать обосновать, почему другие служат, а он не может.
— Законом предусмотрена презумпция добропорядочности гражданина — он только заявляет о наличии у него убеждений, препятствующих прохождению военной службы и поясняет их суть, — говорит пресс-секретарь «Солдатских матерей Петербурга» Передрук.
Требовать письменных или документальных доказательств (справок, членских билетов организаций и тому подобного) участники заседания комиссии не вправе. Доказывать наличие убеждений призывник по закону также не обязан — но на практике именно этим ему зачастую и приходится заниматься.
— Таких случаев также много, хотя это явно противоречит закону. Зачастую требуют предоставление каких-то документов, подтверждающих убеждения. Сейчас разворачивается очень опасный прецедент, где надуманный отказ призывной комиссии закрепляется решением Верховного Суда, — рассказывает Сергей Кривенко.
Речь идет о деле призывника из Мордовии Владимира Сальникова. Сначала Верховный суд Мордовии, а затем и федеральный ВС признали законным отказ призывной комиссии в АГС на том основании, что Сальников принадлежит к Церкви христиан-адвентистов седьмого дня, а вероучение этой церкви не запрещает проходить военную службу.
«Верующие, будучи членами религиозных организаций, не отвергающих и даже поддерживающих Вооруженные Силы (например, Русской православной церкви), могут отказаться от военной службы в силу собственного религиозного отношения к ней, – дело здесь не в официальных религиозных догматах, <...> а в личной религиозности», — убежден известный правозащитник и автор книги «Альтернатива призыву» Лев Левинсон.
Но даже если члены комиссии не требуют письменных или других доказательств убеждений, они могут допустить еще одно нарушение: предлагать призывнику пройти сначала медицинскую комиссию, а потом уже заявлять о желании пройти АГС, а то «вдруг вообще признают негодным». Соглашаться с такими предложениями нельзя — по закону, медицинское освидетельствование проходит после принятия решения об АГС.
Результат заседания призывной комиссии — предоставлено ему право на АГС или нет — призывнику объявляют на месте, а письменное решение обязаны выдать в течение трех дней.
— Решение призывной комиссии об отказе в замене военной службы альтернативной гражданской можно оспорить в суде. На время судебного процесса такое решение приостанавливается и молодой человек не подлежит ни призыву, ни направлению на АГС, и такой процесс может длиться до года, — говорит Передрук.
— Много случаев, когда человек подает заявление с пропуском срока, ему отказывают, он обжалует отказ в суд, проигрывает, но в следующую призывную кампанию вновь подает заявление на АГС, и его удовлетворяют. Очень многое зависит от настойчивости призывника, — отмечает Кривенко.
Движение «Гражданин и армия» проанализировало судебную практику по делам, связанным с АГС, в 2013-14 годах. Решения выносились судами субъектов федерации (то есть речь идет об обжаловании отказов районных судов, а не первоначальных отказов приемных комиссий) и Конституционным судом (две жалобы, обе КС отказался принять к рассмотрению). Из 47 решений в пользу призывников было принято пять.
В четырех из этих пяти случаев решения районных судов о предоставлении призывнику АГС обжаловали представители призывных комиссий — и получили отказ, а значит, право на альтернативную службу было предоставлено. В одном случае суд (Волгоградский областной) удовлетворил апелляционную жалобу призывника, отменил решение районного суда об отказе и обязал призывную комиссию заново рассмотреть заявление об АГС.
«Граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают», — экстерриториальный принцип альтернативной службы закреплен в статье 4 закона об АГС, но на практике почти не соблюдается. И несмотря на звучащие на заседаниях призывных комиссий вопросы: «А в Хабаровский край на оленях поедете?» — служит альтернативщик там же, где живет.
— При направлении в другой регион гражданину необходимо предоставлять общежитие — не просто место для проживания, а общежитие с определенными нормами. А в 2007 году, в связи с реформой Жилищного кодекса, организациям стало не выгодно держать общежития, сейчас их практически нет. Поэтому Роструд старается оставить призывника дома и направляет его в другой регион, если только в этом городе нет организаций, где можно проходить АГС, — объясняет Сергей Кривенко.
Если в другой регион все-таки отправляют, призывнику должны оплатить дорогу, а также добавлять к отпуску столько дней, сколько необходимо, чтобы добраться до дома и обратно. На месте службы работодатель подписывает с альтернативнослужащим обычный трудовой договор на срок службы. Служащий получает зарплату, у него нормированный рабочий день, выходные, оплачиваемый отпуск — все в соответствии с Трудовым кодексом.
— При выборе места службы для альтернативнослужащего Роструд учитывает его образование, стаж работы. Безусловно, в основном это социальная сфера — почта, больницы, но и там могут принять служить санитаром, а перевести на должность программиста, к примеру. Часто служат в автопарках. Есть и уникальные случаи — к примеру, в Перми проходят АГС танцоры балета, — рассказывает Александр Передрук.
Работать по совместительству, проходя АГС, запрещено. Но можно учиться — на заочном или вечернем отделении. При этом сокращенный рабочий день призывнику не устанавливают, но отпускать на сессии по справке из вуза или колледжа обязаны.
Согласно плану Минобороны, осенью 2015 года в ряды вооруженных сил должны призвать 147 тысяч человек. По данным на 25 ноября — за месяц до окончания призывной кампании — этот план выполнен на 90%: призвано 137 тысяч человек, из них почти половина (70 тысяч человек) уже едут к местам прохождения службы.
При этом на альтернативную гражданскую службу направят 594 человека, сообщают в военном ведомстве. По статистике Федеральной службы по труду и занятости за 2014 год (справка имеется в распоряжении «Медиазоны»), в ходе осеннего призыва на АГС направили 435 человек, а всего за 2014 год — 823 человека.
Если верить статистике Роструда, то процент отказа по заявлениям на АГС невысок: в 2004 году удовлетворили 823 заявления из 835 поданных, в 2013 году — 707 из 756, в 2012 году — 785 из 836.
— Отказы в праве на АГС есть. Иногда процент отказов достигает половины от подаваемых заявлений. Например, весной 2015 года в Санкт-Петербурге подано 73 заявления, из них только 40 призывникам предоставили право на АГС. К статистике Роструда много вопросов, во многих регионах военкоматы не учитывают заявления в статистике, по которым потом выносится отказ, — говорит Кривенко.
Самый большой всплеск популярности АГС наблюдался в год вступления в силу закона об альтернативной службе — тогда было подано 1 800 заявлений, 1 275 из них удовлетворили. В 2006 году востребованность альтернативной службы упала — всего 319 поданных заявлений. В 2010 наблюдался резкий рост (730 заявлений против 473 в 2009 году), с 2011 года показатель более или менее постоянный — более 800 человек в год.
Эксперты полагают, что низкая популярность АГС связана с отсутствием государственного заказа на альтернативнослужащих (хотя с их помощью можно было бы бороться с дефицитом младшего медперсонала или сельских почтальонов), позицией Минобороны, милитаризацией общества и мифами вокруг АГС.
— В некоторых военкоматах висят тексты с законом об АГС, в интернете можно много найти. Но реальная информированность граждан о том, что такое АГС, очень низка. Свою роль сыграла и кампания дезинформации, которая проводилась в прошлые годы сотрудниками военного ведомства. В обществе укрепилось мнение, что АГС — это откос от армии, только для маргинальных религиозных групп, для маменькиных сынков, которые боятся армии, — констатирует Кривенко.
Военные действия на юго-востоке Украины и участие России в войне в Сирии не вызвали всплеска популярности АГС, хотя отсылки к этим событиям и содержатся в некоторых заявлениях на альтернативную службу.
— У нас увеличилось количество обращений от граждан, отказывающихся от военной службы в связи с войной в Украине. Есть случаи предоставления права на АГС именно по этим основаниям, — говорит координатор движения «Гражданин и армия».
— Среди альтернативнослужащих есть молодые люди, которые в своих заявлениях отсылают к современным военным конфликтам, однако, как правило, эти события скорее не являются базисом убеждений, а коррелируют с их гуманистическими ценностями, — считает пресс-секретарь «Солдатских матерей Петербурга».