Незабастовка по назначению. Как челябинские адвокаты отказались работать с МВД из-за задержки выплат и добились своего
Елизавета Пестова
Незабастовка по назначению. Как челябинские адвокаты отказались работать с МВД из-за задержки выплат и добились своего
27 октября 2017, 11:43

Фото: Сергей Коньков / ТАСС

В октябре адвокаты Челябинской области попытались радикально решить проблему систематических невыплат жалованья за работу по назначению. С 15 по 21 октября они отказывались участвовать в уголовных делах, которые расследует региональное управление МВД. Защитники требовали, чтобы ведомство погасило перед ними задолженность в размере 12 млн рублей. Акция оказалась успешной.

В конце сентября президент адвокатской палаты Челябинской области Иван Казаков направил в Госдуму письмо о ситуации с задолженностью перед адвокатами.

Уголовно-процессуальный кодекс гарантирует подозреваемому или обвиняемому помощь назначенного государством адвоката в том случае, если он сам или его родные не пригласили другого защитника. В части 5 статьи 50 УПК говорится, что работа по назначению компенсируется адвокатам за счет средств федерального бюджета. Выплаты осуществляет финансово-экономический департамент МВД через региональные управления ведомства. Ставка адвоката по назначению составляет 550 рублей в сутки.

«Настоящее обращение связано с проблемами, которые, на наш взгляд, невозможно решить на региональном уровне», — писал он. Казаков констатировал, что «в течение многих лет сложилась порочная практика» — труд адвокатов по уголовным делам по назначению оплачивается «с длительными просрочками». Так, в декабре 2016 года задолженность челябинского главка МВД перед защитниками составила 8 млн рублей; на оплату адвокатов в 2017 году в бюджете Челябинской области было заложено всего 43 млн рублей, хотя в 2016 году эта статья расходов оценивалась в 72 млн рублей. «То есть правительством и Государственной думой было заведомо запланировано финансирование оплаты труда адвокатов с огромным дефицитом», — подчеркивал Казаков, отмечая, что уже к маю долги составили 7 млн рублей.

Эту задолженность погасили в июне, но уже через месяц оплата работы защитников «была практически прекращена» из-за нехватки средств у челябинского управления МВД. На 30 сентября долги составляли 12 млн рублей, «и это только за три месяца», приводил цифры Казаков.

Челябинская адвокатская палата попросила прокуратуру провести проверку работы МВД, чтобы выяснить «истинные причины создавшейся критической ситуации». «При этом надо учесть, что получение оплаты по данной категории дел для многих адвокатов является единственным средством к существованию. Подобное положение с оплатой труда адвокатов следует признать недопустимым», — заключил президент палаты в своем письме к депутатам.

Прекращение работы с дознавателями МВД, предупреждал Казаков, не только повлечет за собой срыв сроков расследования уголовных дел, но и, в конечном итоге, приведет к «коллапсу в работе следственных органов».

Вице-президент палаты Александр Шакуров объяснял изданию 74.ru, что с 15 октября адвокаты приостановили работу по назначению по любым делам, сделав исключение для арестов обвиняемых по тяжким и особо тяжким статьям. «О сложившейся ситуации мы оповестили всех, долго стучались в двери правоохранительных органов, органов власти вплоть до Государственной думы. Мы не нашли не то что понимания, вообще ничего — ни ответа, ни звука. И это же не первый раз. Никто не ведет такой статистики, но подобное случается примерно раз в пять лет», — говорил Шакуров.

«Медиазоне» Иван Казаков сказал, что акцию адвокатов не следует называть забастовкой. «Мы не называем это забастовкой, это решение адвокатов приостановить свою работу по делам по назначению органов следствия. Приостановили только по органам МВД. И то не в полном объеме», — уточнил глава региональной палаты. Он подчеркнул, что у каждого адвоката было право личного выбора: присоединяться к акции или нет; решение адвокатов челябинской палаты оказалось консолидированным.

20 октября в прокуратуре Челябинской области подтвердили наличие задолженности. В надзорном ведомстве, впрочем, подчеркнули, что адвокат не вправе отказаться от защиты по делу «кроме случаев, указанных в законе, и должен выполнять свои обязанности». Президенту областной палаты прокуратура внесла предупреждение о том, что «за неисполнение или ненадлежащие исполнение своих обязанностей защитник несет дисциплинарную ответственность», пишет 74.ru.

В итоге конфликт между полицией и адвокатской палатой разрешился на встрече Казакова с губернатором Челябинской области Борисом Дубровским и главой управления МВД Андреем Сергеевым. Как писал Znak.com, стороны договорились о том, что «финансирование в полном объеме поступит во второй половине ноября этого года».

Адвокаты возобновили работу с 21 октября — по данным Казакова, на погашение долгов выделили 53 млн рублей. Президент Федеральной палаты адвокатов Юрий Пилипенко рассказал «Медиазоне», что на совещании в Челябинске «были все силовики». «Смотрели все на него (Казакова — МЗ) грозно, исподлобья, как будто бы он враг какой-то. И даже прозрачно намекали о какой-то ответственности. Но в результате, насколько мне известно, долги заплатили», — привел подробности встречи Пилипенко.

МВД не комментировало информацию о задолженности перед защитниками. «Медиазона» направила в главное управление МВД по Челябинской области запрос; уже после публикации в пресс-службе ведомства сообщили, что конфликт урегулирован, а у адвокатского сообщества нет претензий к полиции. «Сейчас адвокаты работают в штатном режиме», — подчеркнули в пресс-службе.

О проблемах с оплатой работы адвокатов по назначению юристы говорят уже не первый год. В декабре 2016 года Юрий Пилипенко просил главу МВД Владимира Колокольцева найти 129,5 млн рублей для погашения задолженности перед защитниками из 21 региона. «Ведомости» сообщали, что общая задолженность составила 700 млн рублей.

Тогда же «Коммерсант» писал, что многие сотрудники адвокатских контор Нижнего Новгорода отказываются выезжать по назначению на следственные действия подразделений МВД. В бойкоте участвовали и адвокаты Нижегородской области. Долги перед защитниками за 2016 год погасили только в конце апреля, и сделано это было за счет бюджета 2017 года.

Член совета Адвокатской палаты Подмосковья Борис Шамшурин в декабре 2016 года рассказывал, что раньше вознаграждение адвокатам выплачивали на основании реестров, направляемых в Управление судебного департамента. «Однако кто-то посчитал, что возможны злоупотребления со стороны адвокатов (хотя реальных фактов не было), и система была изменена. Теперь суд самостоятельно направляет в УМВД постановление, и оплата производится по каждому постановлению в отдельности», — объяснял Шамшурин сайту «Право.ру». По его словам, с отменой реестра стало невозможно отследить, было ли направлено постановление в МВД и получили ли его в судебном департаменте.

По словам Юрия Пилипенко, с прошлого года ситуация мало изменилась: по оценке Федеральной палаты, сейчас долги перед адвокатами по назначению достигают 120 млн рублей, к концу года эта цифра возрастет. В финансировании изначально заложен дефицит, объясняет юрист, поэтому из года в год выплаты прекращаются в июне, а затем накопившиеся долги оплачивают из бюджета следующего года. От выплат МВД, делится своей оценкой ситуации Пилипенко, зависят более 70% российских адвокатов, которые в отсутствие платежеспособных клиентов занимаются только делами по назначению.

«У МВД всегда есть свои приоритеты. Я никому не даю никаких оценок, но я совершенно точно понимаю, что если у них будет выбор, что сделать — премию получить себе или выплатить долги адвокатам — они выберут первое. В прошлом году адвокаты терпели, нигде такой ситуации не было, как в Челябинске, а сейчас еще есть несколько регионов, где ситуация подходит к острой точке», — заключает Пилипенко.

Обновлено в 13:21. Добавлен комментарий челябинского управления МВД.