Зарезать человека и не сесть, разве такое возможно? Отвечаем на примере звезды «Папиных дочек»
Никита Сологуб
Зарезать человека и не сесть, разве такое возможно? Отвечаем на примере звезды «Папиных дочек»
28 января 2017, 11:08

Михаил Казаков (справа) в роли Ильи Полежайкина в сериале «Папины дочки»

28 января 29 лет исполняется Михаилу Казакову — звезде «Ералаша», сериала «Папины дочки» и фигуранту уголовного дела об убийстве в результате самообороны, которое было прекращено за примирением сторон.

В 2005 году 16-летнего тверичанина Михаила Казакова уже узнавали на улицах — правда, еще как Бочкина из «Ералаша», а не Полежайкина из «Папиных дочек»: эту роль он получит лишь два года спустя. В середине января актер возвращался домой после прогулки, путь лежал через темный пустырь. Михаил столкнулся с грабителем; как писал местный еженедельник «Караван», тот полоснул его ножом и попытался отобрать сотовый телефон, однако юноша не только смог отбиться, но и отобрал у нападавшего нож. «Серебристое лезвие сантиметров пятнадцать и такая же рукоятка», — описывала его позже «Комсомольская правда». С тех пор Михаил стал носить нож с собой.

24 января, за четыре дня до своего 17-го дня рождения, Казаков встретился со своей школьной знакомой Викторией. Как писала та же «Комсомолка», после Нового года девушка рассталась со своим 20-летним бойфрендом Кириллом Гуркиным. Школьница попросила Казакова и еще одного своего приятеля сходить к Гуркину и «поговорить».

«Молодые люди зашли в подъезд и остались ждать, когда Кирилл вернется с работы. "В подъезде целая стайка девчонок и парней шумела. Что-то пили, кажется, "Отвертку". Кирилл забежал домой, взял бутылку пива, сказал бабушке: "Там ребята пришли, я ненадолго". А через несколько минут прибежала соседка, [которая и рассказала об убийстве]», — писала «КП». Тверской «Караван», журналистка которого не скрывала близкого знакомства с Казаковым, придерживался другой версии. По данным еженедельника, в тот день Казаков встретился со своими знакомыми — «Славиком и Викой» — а затем компания зашла погреться в подъезд Гуркина, «которого Миша, кстати, никогда до этого не видел, и с которым когда-то встречалась Вика».

«Отогревались в теплом, после холода улицы казавшимся просто спасением, подъезде, смотрели Мишкины фотографии со съемок "Ералаша" и смеялись. После каждой шутки по парадному раскатывался громкий беспечный смех. Возможно, Кирилл узнал Викин голос и вышел в подъезд, вооружившись какой-то дубиной. Он был настроен весьма решительно и прямиком направился к ребятам», — писал «Караван».

По данным тверской газеты, Гуркин успел ударить Казакова в пах и уже занес биту над головой актера, когда тот выхватил доставшийся от грабителя нож и сделал выпад в сторону нападавшего. Гуркин рухнул прямо на своего оппонента, который так и не выпустил оружие из рук — так издание объясняло появление второго ножевого ранения.

Впрочем, по версии «Комсомольской правды» ранений и вовсе было три: два в сердце и одно в сонную артерию. С места происшествия Казаков скрываться не стал, дождавшись приезда полиции и скорой помощи.

По данным «Каравана», собравшихся в подъезде молодых людей продержали в милиции «несколько дней», а затем отпустили под подписку о невыезде. В тот же день было возбуждено уголовное дело по статье 105 УК (убийство). 2 февраля в тверской газете «Местное время» вышла статья под заголовком «Юный артист зарезал соперника», а спустя два дня прокуратура Центрального района Твери переквалифицировала обвинение на статью 108 УК (превышение пределов необходимой самообороны).

27 апреля 2005 года в Твери состоялось первое заседание по делу в отношении Казакова — оказавшееся, впрочем, и последним. В тот день, писала «Комсомольская правда», судья приобщила к материалам дела медицинские документы молодого актера, согласно которым он страдал неким «неврозным расстройством». Здоровье Казакова якобы пошатнулось после того, как его отца, влиятельного тверского бизнесмена и производителя газировки «Казаков», зарезали в уличной драке. Следом слово взяла мать убитого Кирилла Елена Гуркина. Женщина подала ходатайство о прекращении уголовного дела в отношении Казакова в связи с примирением сторон: по ее словам, семья обвиняемого возместила нанесенный им «моральный и материальный» ущерб в полном объеме.

«Бабушка убитого Кирилла, едва сдерживая слезы, тоже подписалась под ходатайством о том, что "не имеет претензий к обвиняемому"», — эмоционально излагала ход заседания газета. Гособвинитель с просьбой потерпевшей стороны был категорически не согласен и настаивал на рассмотрении дела по существу. Однако, пробыв в совещательной комнате не более 15 минут, судья вышла с решением о прекращении уголовного дела в отношении Казакова в соответствии со статьями 76 УК (освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим) и 25 УПК (прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон). Таким образом, Казаков был освобожден от наказания.

Никаких указаний на то, чтобы актер когда-либо комментировал происшедшее, в интернете не сохранилось.

Статья 76 УК — «Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим» — допускает такую возможность для «лица, впервые совершившего преступление небольшой или средней тяжести».

Согласно статье 15 УК — «Категории преступлений» — убийство (статья 105) относится к особо тяжким, а вот убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны (статья 108) — к преступлениям небольшой тяжести.

Таким образом, ключевым условием для прекращения дела Казакова стала переквалификация обвинения с убийства на превышение пределов обороны.