Виктория Буянцева. Фото: личная страница «ВКонтакте»
Следственный комитет и МВД проверяют заявление победительницы конкурса красоты из Татарстана о нападении полицейских, которые, по словам девушки, попытались ограбить ее во время прогулки, а после объяснили, что искали запрещенные вещества.
23 мая Мисс Татарстан-2006, победительница конкурса «Золушка XXI века», кандидат в мастера спорта по художественной гимнастике, инструктор по аквааэробике Виктория Буянцева вышла прогуляться по вечерней Казани со своей матерью Лилией. Когда примерно в десять часов женщины проходили мимо длинного дома №11 по Меридианной улице, их окрикнули трое коротко стриженых незнакомцев в спортивной одежде. Один, вырывая телефон у 28-летней Виктории, заломил ей руку, второй пытался отобрать у нее сумку, а третий держал мать, чтобы та не могла помочь дочери. На крики стали оборачиваться прохожие, двое мужчин попытались помочь Буянцевым.
«Сзади человек, который меня держал, крикнул им уходить, потому что это место преступления, а сотрудники полиции задерживают опасных преступников. Я этим молодым людям сказала, что это — ложь, это никакие не сотрудники, люди просто меня грабят. Молодые люди ушли, не стали связываться, и через какое-то время собралась толпа», — говорит Виктория. По ее словам, от двоих из нападавших пахло алкоголем, было заметно, что они пьяны.
На видео, снятом очевидцем, Виктория сидит на асфальте, ее держит один из предполагаемых полицейских. Плача, она пытается выяснить причину задержания.
— Вдвоем в отдел поедете, — говорит мужчина.
— Не применяйте силу, — просят его прохожие.
— В смысле, вдвоем в отдел, я что такого сделала? — недоумевает Виктория.
— В отдел вдвоем поедете, я сказал! — срываясь на истошный крик, повторяет тот.
Кто-то из прохожих попросил окруживших девушку мужчин предъявить документы, один из трех показал удостоверение, как выяснилось позже, его зовут Сергей Бобов. Со временем на место приехали и другие силовики. По словам Виктории, пока они разбирались, что произошло, двое из трех остановивших их с матерью мужчин в спортивной одежде куда-то ушли. При этом жители дома на Меридианной, наблюдавшие за конфликтом из окон, кричали полицейским, что нападавшие собираются ретироваться.
Наконец кто-то из сотрудников МВД объяснил собравшимся причину задержания Мисс Татарстан: силовики посчитали, что у девушки могут быть с собой некие запрещенные вещества. Вскоре к месту задержания Виктории подъехал полицейский автомобиль. По ее словам, прохожие предлагали выступить понятыми при досмотре, а среди полицейских была женщина, но силовики предпочли отвезти гимнастку в отдел полиции №17, причем вместе с Сергеем Бобовым. Мать Виктории силовики задерживать не стали, она сама поехала к отделу ждать дочь снаружи.
Виктория говорит, что вместе с Бобовым примерно два часа ждала начала досмотра; тем временем сотрудники отдела обыскивали другую задержанную. «Я говорю, ну посмотрите на мой внешний вид, ничего не говорит о том, что у меня что-то может быть. Один из сотрудников вывел мне показать девушку [из кабинета] и говорит: с виду хорошая девочка, а у нее нашли. Я падала с ног и сидела на полу, обращение было из ряда вон выходящим. Нашелся один хороший молодой человек, он мне дал стул. Сказал: "Чего вы сидите на полу, вы же будущая мать"», — вспоминает Виктория.
По ее словам, сотрудница полиции, которая проводила досмотр, пыталась настроить понятых против задержанной. «Мне сказали: "Ой, а вы что, у нас недавно были?". Я говорю: "В каком смысле?" — "Ну вы у нас тут частенько бываете", — отвечают. Я говорю, что я тут в первый раз, — рассказывает Буянцева. — Понятые спрашивают: "А что, они у вас конвейером ходят, и вы всех помните?". Она им отвечает: "Ну, кто один раз, кто второй, а кто и третий"».
Перед досмотром к девушке несколько раз подходил мужчина, которого она видела еще после задержания. Он представлялся фамилией Ягудин, но имя и должность этого человека Виктория не запомнила. Ягудин, по ее словам, вел себя «как начальник» и отказался назвать имена и должности людей, которые участвовали в задержании на Меридианной. Он посоветовал Виктории жаловаться на него и на Бобова — так она и поступила по окончании досмотра. Полицейские, за исключением двух человек, дежуривших на КПП, уже ушли из отдела — Викторию отпустили только около двух часов ночи. Она говорит, что уйти удалось не сразу: минут семь сотрудница на КПП повторяла, что сперва ей нужно удостовериться, не задержана ли спортсменка.
Оказавшись на свободе, Буянцева с родителями сразу же поехала на медицинское освидетельствование — специалисты установили, что девушка не находилась под действием алкоголя или наркотиков. Затем Виктория отправилась в травмпункт, где, по ее словам, ей диагностировали ушибы и растяжения лучезапястного сустава правой руки и плеча.
На следующий день Мисс Татарстан опубликовала рассказ о произошедшем в инстаграме, а 27 мая расклеила по району объявления, в которых попросила очевидцев скандального происшествия связаться с ней. Буянцевой повезло: ей написала девушка, снявшая то самое видео, на котором видно, как кричит полицейский.
Следственный комитет по заявлению Виктории проводит проверку по пункту «а» части 3 статьи 286 УК (превышение должностных полномочий с применением насилия), по данным источника «Медиазоны» в правоохранительных органах Татарстана, одна из версий произошедшего такова: полицейские поджидали кого-то, кто должен был забрать закладку с наркотиками, и посчитали, что это — Буянцевы. Как сообщили «Вечерней Казани» в пресс-службе главка МВД, сейчас проводится служебная проверка, устанавливаются участники задержания и правомерность их действий. Интересы Виктории представляет правозащитная организация «Зона права».
Установить личность человека, представлявшегося Ягудиным, «Медиазоне» не удалось: сотрудник дежурной части, поднявший трубку, посетовал, что это слишком распространенная фамилия. Услышав фамилию Бобова, он продиктовал корреспонденту другой телефонный номер и посоветовал звонить по нему. Поднявший трубку человек сказал, что журналист попал в батальон ППС управления МВД по Казани, и Сергей Бобов действительно служит в этом подразделении. Других подробностей корреспондент «Медиазоны» от своих телефонных собеседников не добился.