Статья удалена. Как скандальный блогер из Кении добился отмены наказания за «развратную информацию»
Александр Бородихин
Статья удалена. Как скандальный блогер из Кении добился отмены наказания за «развратную информацию»
13 августа 2019, 10:24

Фотосессия съемочной группы фильма «Подруга» (Rafiki) на 71-м Каннском кинофестивале. Фото: Imago / ТАСС

В конце июля Высокий суд Найроби признал неконституционной статью закона «Об информации и связи», которая устанавливала наказания за «публикацию развратной информации в электронном виде». Не скрывая зависти, «Медиазона» продолжает наблюдать за опытом африканских стран, которые все более уверенно обгоняют Россию на пути гражданских свобод и прогресса.

84(d). Публикация развратной информации в электронном виде

Лицо, которое публикует, передает или способствует опубликованию в электронном виде любых материалов развратного содержания или взывающих к низменным инстинктам и имеющих последствия в виде разложения или развращения лиц, которые при всех соответствующих обстоятельствах прочтут, просмотрят или прослушают данные материалы, в случае признания виновным наказывается штрафом в размере не более 200 тысяч шиллингов [более 125 тысяч рублей] либо тюремным заключением на срок не более двух лет, либо и тем, и другим.

31 июля судья Высокого суда Найроби Уильфрида Оквани объявила статью 84(d) кенийского закона «Об информации и связи» неконституционной, признав приведенную выше формулировку слишком расплывчатой: обвиняемому в таком нарушении трудно себя защищать. В итоге она постановила, что преследование по статье 84(d) противоречит сразу двум статьям кенийской конституции: о праве на свободу слова и праве на справедливый суд. 

«Закон, определяющий состав уголовного преступления, должен быть четко сформулирован, — отметила судья Оквани. — Данная статья несовместима с открытым, современным и демократическим обществом».

Кто оспорил статью о «развратной информации»

Формальным поводом для отмены статьи 84(d) стало заявление блогера Киприана Ньякунди, который обжаловал эту норму в суде. Сейчас Ньякунди пытается разобраться с серией обвинений из-за своих публикаций в соцсетях. Записями блогера в фейсбуке и твиттере оказались обижены губернатор округа Кириньяга Анн Вайгуру, губернатор Найроби Майк Сонко, директор энергетической компании Kenya Power Кен Тарус и министр внутренних дел Кении Фред Матианг’и.

Так, энергетик пожаловался, что блогер «без достаточных на то причин распространил ложный слух, а именно, что компанию Kenya Power грабит "Юбилейная партия" [действующего президента Ухуру Кениаты] руками Кена Таруса, который получил должность управляющего директора по поддельным документам, и что страной управляют преступники».

Губернатора Вайгуру из правящей партии Ньякунди обозвал в твиттере секс-работницей, а потом объяснялся: «Если Вайгуру не нравится, когда ее называют оплачиваемой секс-работницей, ей стоит поменьше рассказывать про 2022 год и заняться работой на благо жителей Кирьянги. Иногда правда можно спутать ее с секс-работницей, которая всюду привлекает к себе внимание и безнаказанно обирает людей, пользуясь своей красотой».

После твитов Ньякунди о внебрачной связи главы МВД Матианг'и, который любит подчеркивать свою религиозность, с девушкой из церковного хора за блогером выслали девятерых следователей на трех машинах. От подхватившей этот слух газеты Standard министр тогда потребовал извинений, хотя и не был упомянут в ее публикации по имени. «В предыдущих статьях вашего издания вы использовали определения "прагматичный", "прямолинейный" и "убежденный христианин" в отношении министра Матианг'и. По этой причине мы имеем основания полагать, что уничижительно упомянутый в вашей публикации чиновник и есть доктор Матианг'и», — писал в газету представитель ведомства. 

Хлесткая эпатажная форма, в которую Киприан Ньякунди облекает свою критику властей, не смущает, а, напротив, привлекает его аудиторию. В фейсбуке страницу блогера лайкнули более 360 тысяч человек, в твиттере у него 25 тысяч фолловеров. На его сайте каждый день появляется по несколько постов о коррупции и разнообразных нарушениях прав кенийцев.