Фото: Глеб Щелкунов / Коммерсант
Обыски и задержания по «московскому делу» возобновились с новой силой — к числу обвиняемых в применении насилия к силовикам во время акции 27 июля добавились еще пять человек. «Медиазона» рассказывает, что мы знаем о новых задержанных, которым 16 октября должен избрать меру пресечения Басманный суд Москвы.
О новых подозреваемых по «московскому делу» стало известно утром 14 октября: сначала «ОВД-Инфо» сообщило о задержании активиста «Декоммунизации» Дэнни Кулинича, затем Baza рассказала об обысках у еще троих человек.
Днем Следственный комитет подтвердил задержание четырех человек: Егора Лесных, Максима Мартинцова, Андрея Баршая и Владимира Емельянова и отметил, что в деле есть еще «двое установленных лиц», которые скрылись, узнав об обысках. Дэнни Кулинич после допроса вышел на свободу в статусе свидетеля. Утром 15 октября к задержанным добавился Александр Мыльников.
Обвиняется в том, что толкнул нацгвардейца во время акции 27 июля (часть 1 статьи 318 УК).
Андрей Баршай учится в Московском авиационном университете и был одним из студентов, подписавших открытое письмо с требованием освободить политзаключенных и закрыть «московское дело». Его мать Елена Баршай рассказала «Медиазоне», что Андрей учился на третьем курсе: «Он немножко повернут на физике, и мечта его — заниматься теоретической физикой, наукой. Поступил в МИФИ, его отчислили по неуспеваемости за один несданный экзамен. Это его так встрясло, что в МАИ у него нет ни одной четверки, одни пятерки».
Задерживали ли Баршая 27 июля, неизвестно — в составленных «ОВД‐Инфо» списках задержанных его нет. Но его точно задержали на акции 10 августа и доставили в ОВД «Хамовники». Согласно карточке Хамовнического районного суда, 15 августа судья Марина Сырова признала молодого человека виновным по части 5 статьи 20.2 КоАП и оштрафовала его на 15 тысяч рублей. В суде его защищал адвокат правозащитной группы «Агора» Мансур Гильманов.
В решении суда, которое есть в распоряжении «Медиазоны», сказано, что Баршай не признал вину и объяснил, что просто шел по скверу на Чистых прудах и не выкрикивал никаких лозунгов. По версии же полиции, студент 10 августа участвовал в несогласованном с властями митинге, «привлекая внимание граждан и средств массовой информации, на требования сотрудников полиции о прекращении противоправной деятельности не реагировал».
Днем 14 октября Московский городской суд должен был рассмотреть апелляцию по этому делу. Интересы Баршая должен был представлять адвокат Василий Кушнир, который в итоге поехал на допрос по уголовному делу. По словам защитника Гильманова, Баршай планировал идти на это заседание. Но утром после обыска его задержали.
Обвиняется в применении насилия к представителю власти (часть 1 статьи 318 УК) — за то, что схватил омоновца за форму. Вину не признает.
Согласно постановлению о возбуждении уголовного дела (есть в распоряжении «Медиазоны»), во время демонстрации 27 июля живущий в Мытищах Владимир Емельянов применил насилие к бойцу ОМОН Косову, «насильно схватив последнего сзади за форменное обмундирование», после чего потянул того на себя, «лишая тем самым указанного представителя власти свободы передвижения и причиняя физическую боль».
Вину молодой человек не признает и настаивает, что никаких незаконных действий не совершал.
По словам адвоката «Агоры» Григория Червонного, у Емельянова среднее специальное образование, он отучился на менеджера в Московской финансово-промышленной академии и работает в магазине мерчандайзером. Емельянов — сирота, он страдает астмой и живет вместе с 74-летней бабушкой и прабабушкой, ей 91 год. Судя по странице во «ВКонтакте», Емельянов увлекается идеями американского футуролога Жака Фреско, предлагающего переход к ресурсо-ориентированной экономике через автоматизацию и отказ от рутинной рабочей деятельности человека.
15 октября адвокат Червонный написал, что в изоляторе временного содержания не приняли для передачи Емельянову роман Ремарка «Три товарища». «Из-за подчеркнутой цитаты: "Пока человек не сдается, он сильнее своей судьбы". Сказали, что это зашифрованное послание», — рассказал Червонный.
Обвиняется в том, что пнул омоновца и причинил тому физическую боль (часть 1 статьи 318 УК). Вину не признает.
Егор Лесных живет в городе-спутнике Волгограда Волжском. По словам его старого знакомого Олега Котрунова, Лесных — стрейтэйджер и антифашист, который в прошлом организовывал музыкальные фестивали. «Егор плоть от плоти основа волжского панк-хардкор-движения», — говорит Котрунов. Он рассказывает, что Лесных занимался ремонтом, и несколько лет назад «классно» сделал перепланировку в его квартире. Иногда Лесных уезжал работать из Волжского в Москву.
30 июля Кунцевский районный суд Москвы оштрафовал его на 10 тысяч рублей по части 6.1 статьи 20.2 КоАП. В тексте решения указано, что 27 июля Егор Лесных «в составе группы граждан в количестве около 5000 человек» принял участие в несогласованном митинге на Трубной площади, «который перерос в массовое шествие по центральным улицам города, в ходе которого его участники на всем пути следования перекрывали собой пешеходные тротуары и проезжую часть», а также скандировали лозунги. В объяснениях Лесных полиции говорилось, что вину он не признает, на Трубной площади гулял и был безосновательно задержан.
Следственный комитет считает, что 27 июля Егор Лесных и другой задержанный по «московскому делу» Максим Мартинцов напали на сотрудника Нацгвардии и повалили его на тротуар. Кроме того, Лесных ударил ногой еще одного силовика, считают следователи. В постановлении о возбуждении уголовного дела (есть в распоряжении редакции) указан только последний эпизод — там утверждается, что на улице Рождественка Лесных причинил физическую боль бойцу ОМОН Федорову, ударив того правой ногой «в нижнюю часть спины справа».
Адвокат «Общественного вердикта» Эльдар Гароз, который представляет интересы Лесных, рассказывает, что следователь говорил ему о неком видео в материалах дела. Лесных на допросе сослался на 51-ю статью Конституции и отказался отвечать на вопросы. По словам адвоката, до задержания Лесных неофициально работал в салоне мобильной связи.
Егор Лесных рассказал своему защитнику, что во время обыска оперативники угрожали подбросить ему патроны, а его девушке — амфетамин.
Обвиняется в применении насилия к представителю власти (часть 1 статьи 318 УК). Вину не признает.
Про Максима Мартинцова известно совсем мало: он работает в лаборатории и живет в Москве, его родные — в Брянской области.
Его адвокат Михаил Игнатьев сообщил «Медиазоне», что его подзащитный отказался от дачи показаний по 51-й статье Конституции, вину он не признает.
Обвиняется в применении насилия к нацгвардейцу (часть 1 статьи 318 УК). Вину не признает.
Утром 15 октября силовики пришли с обыском по «московскому делу» домой к Александру Мыльникову — об этом «ОВД-Инфо» сообщила его жена Мария. По ее словам, при обыске изъяли одежду, «в которой Мыльников был на одном из летних митингов», а также телефоны, ноутбук и флешки.
Позже выяснилось, что Мыльникова подозревают в применении насилия к сотруднику Нацгвардии — якобы 27 июля он вместе с Егором Лесных и Максимом Мартинцовым повалил на землю омоновца, которого затем «стали бить ногами».
После обыска и допроса в Следственном комитете молодого человека отпустили в статусе свидетеля.
Рано утром 14 октября силовики пришли с обыском к активисту движения «Декоммунизация» Дэнни Кулиничу. По словам его младшего брата Всеволода, сотрудники правоохранительных органов изъяли технику, а после увезли молодого человека в центральное управление Следственного комитета.
Брат рассказал, что Дэнни учится в педагогическом университете и регулярно участвует в «Маяковских чтениях». Участвовал он и в летних протестных акциях, в том числе 27 июля. Через два дня после акции РЕН ТВ выпустил сюжет, в котором Кулинича называют организатором «массовых беспорядков». «Я не координирую, я такой же участник митинга, как и вы, как и все остальные», — говорил он корреспондентке телеканала.
Кулинича допросили в Следственном комитете и отпустили в статусе свидетеля. Кулинич после освобождения рассказал «Медиазоне», что дал следователю подписку о неразглашении.
Редактор: Егор Сковорода