Линейный отдел полиции на водном транспорте в Калининраде. Фото: Олег Зурман / Медиазона
Чтобы сфальсифицировать дело о наркотиках и повысить свои показатели, калининградские оперативники провели целую операцию, задействовав в ней отслужившего в Нацгвардии агента, охранника торгового центра и даже подставного таксиста. «Медиазона» рассказывает о типичном примере провокации, которая обернулась против самих полицейских, когда делом неожиданно заинтересовалась ФСБ.
23 января 2020 года, окраина Калининграда, автобусная остановка под названием «Канал», вокруг садовые товарищества. Недалеко от остановки припаркована светлая «шкода» с наклейкой «Яндекс.Такси», водитель курит на улице, дожидаясь возвращения пассажиров. Через пару минут они выходят из лесополосы и садятся в машину, которую сразу же окружают полицейские. Молодого человека с переднего сиденья выволакивают наружу.
Так выглядело задержание 22-летнего студента Насредина Махмудова сотрудниками отдела по контролю за оборотом наркотиков Западного линейного управления МВД на транспорте.
Махмудова обвинили в хранении наркотиков в крупном размере (часть 2 статьи 228 УК). Молодой человек настаивает, что наркотики никогда не употреблял, и закладку с амфетамином забрал из-под кирпича возле дерева не он, а его приятель Никита Зубов, которому он составил компанию в поездке. Когда они сели в такси, говорит Махмудов, приятель попытался передать ему в руки обмотанный черной изолентой небольшой сверток, но он не взял. Сам Зубов убежал в сторону леса, ни он, ни оставшийся в такси сверток полицейских почему-то не заинтересовали.
В отделе из поясной сумки Махмудова достали зиплок с белым порошком — молодой человек утверждает, что его подбросили. Через пару месяцев с его версией согласился и Следственный комитет — по делу о подброшенных наркотиках сотрудники ФСБ задержали оперативника полиции Руслана Яковенко.
Выманивший приятеля за амфетамином Никита Зубов тоже стал обвиняемым. К остальным участвовавшим в операции полицейским и подставному таксисту — его роль сыграл активист «Калининграда без наркотиков» Андрей Максимов — у следователей вопросов пока не возникло.
23-летний выпускник БФУ имени Канта Никита Зубов мечтал служить в полиции. Демобилизовавшись в ноябре 2019 года — Зубов проходил срочную службу в Нацгвардии, там и познакомился с Махмудовым — он начал общаться с полицейскими из транспортной полиции и даже выступил однажды в роли понятого. В декабре, утверждает молодой человек, оперативник Роман Яковенко предложил ему роль агента в оперативно-розыскном мероприятии (ОРМ) «Внедрение» — объектом разработки должен был стать как раз Махмудов.
«Я согласился, так как я намерен был устроиться в транспортную полицию и не видел ничего плохого в том, что приму участие в указанном ОРМ», — настаивает молодой человек.
По словам Зубова, полицейский Яковенко попросил его уговорить Махмудова поехать вместе за закладкой амфетамина. Если тот откажется брать наркотики, сверток нужно было оставить на заднем сиденье такси.
«Почему Зубов это делал? Они его фактически завербовали и пообещали устроить на работу. И тот уже относился [к подобному сотрудничеству] как к работе», — считает адвокат Махмудова Владислав Филатьев. По словам защитника, полицейские знали, что на работу Зубова не возьмут — он не прошел спецпроверку — но все равно использовали его для фальсификации дела.
Бывшие сослуживцы встретились в центре Калининграда в полдень 23 января — о встрече они договаривались в приложении Zenly, позволяющем отслеживать друзей на карте города. Погуляв по городу и перекусив они зашли в ТЦ «Виктория», где работал охранником 17-летний Александр Финагин.
Финагин стал еще одним участником цепочки, которая должна была привести жертву к закладке с амфетамином и задержанию. По словам охранника, Махмудова он видел впервые, но был знаком с Зубовым и оперативником Яковенко, еще за год до этого случая они вместе отдыхали в кальянной.
По версии следствия, оперативник перечислил Зубову тысячу рублей, а уже Финагин по просьбе приятеля на эти деньги заказал на Hydra полграмма амфетамина — предполагалось, в закладке будет грамм, но денег не хватило из-за высокой комиссии при переводе рублей в биткоины. Разница существенная: полграмма амфетамина считаются значительным размером, а грамм — уже крупным, это более тяжелое обвинение.
Координаты закладки Махмудов сфотографировал на свой телефон по просьбе Зубова, поскольку у того якобы разрядилась батарея — эта деталь упомянута в показаниях обоих сослуживцев.
Следующим участником операции стал активист Андрей Максимов из «Калининграда без наркотиков» — по просьбе оперативника Яковенко он сыграл роль водителя такси, отвезшего приятелей за закладкой на окраине города. Машину предоставили сотрудники МВД.
«Моими коллегами было принято решение использовать брендированный автомобиль такси, принадлежащий [полицейскому Алексею] Черкасову», — отмечал Яковенко на очной ставке. Алексей Черкасов — заместитель начальника ОКОН Западного линейного управления на транспорте. Снимок с номером этой «шкоды» Черкасов пару лет назад публиковал во «Вконтакте».
Андрей Максимов, который прошлой осенью вместе с полицейскими рассказывал школьникам о вреде наркотиков, говорит, что в детали операции не вникал, но сомневается, что полицейские могут быть причастны к провокации. «Зачем подставлять человека, который не при делах, я не понимаю», — замечает он.
Активист Максимов говорит, что лично видел, как Махмудов поднимал закладку. При этом агент Зубов в своих показаниях говорит, что сверток с амфетамином так и остался лежать на заднем сиденье «шкоды». От места задержания приятеля, по словам Зубова, полицейские довезли его сначала до клуба «Вагонка», а затем и до отдела, откуда агента забрал и довез до дома уже Максимов.
В отделе у Насредина Махмудова изъяли даже больше амфетамина, чем было в закладке — 1,12 грамма. Адвокат Владислав Филатьев, который работает по инициативе правозащитной организации «Зона права», предполагает, что оперативники либо подмешали что-то в сверток, оставленный агентом в такси, либо подкинули задержанному вообще другой амфетамин. «На месте Махмудова не досматривали, понимая, что у него ничего при себе нет», — отмечает защитник.
По словам Махмудова, в отделе полицейский Руслан Яковенко сказал ему, что «рыпаться нет смысла», и пообещал условный срок в обмен на признание вины и помощь по поиску наркопотребителей, которых можно таким же образом задержать.
«[Полицейские] не хотят работать, как я это понимаю, — говорит адвокат Филатьев. — Документировать сбыт им мозгов не хватает, а рубить палки на простом хранении намного проще. Для этого они находят агента-провокатора, который им фактически должен сдавать людей, у которых при себе должен быть наркотик. Это поток».
Молодой человек согласился признать вину. В показаниях, которые, по словам Махмудова, сочинил за него полицейский, сказано, что на окраину Калининграда студент приехал, чтобы снять дом с баней, но пока искал нужный дом, захотел в туалет и зашел в лесополосу, где случайно нашел под деревом черный сверток — предположив, что там наркотики, он решил оставить сверток себе. На следующий день после задержания следователь Западного линейного управления МВД на транспорте Ирина Цицорина возбудила уголовное дело по части 2 статьи 228 УК (незаконное хранение психотропных веществ в крупном размере).
Махмудов рассказывает, что оперативник потребовал удалить всю переписку с Зубовым в Zenly, и даже раздал для этого интернет со своего телефона. «Яковенко это отрицает, но в его телефоне нашли данные об установлении соединения и о том, что он раздавал интернет», — отмечает адвокат.
В результате в деле о хранении наркотиков не оказалось ни подставившего приятеля Никиты Зубова, ни заказавшего амфетамин Александра Финагина, ни подставного таксиста Андрея Максимова из «Калининграда без наркотиков» — вообще ничего, что могло бы указывать на проведение ОРМ.
Насредин Махмудов родился в Кыргызстане, но в десятилетнем возрасте приехал с родителями в Калининград, где окончил градостроительный колледж, отслужил в Нацгвардии и заочно поступил в КГТУ, на жизнь он зарабатывал отделкой квартир. Когда через несколько дней Махмудов рассказал родителям о случившемся, те обратились к адвокатам Михаилу Уварову и Владиславу Филатьеву.
Защитники сразу решили пожаловаться на полицейских в региональное управление ФСБ. Адвокат Уваров вспоминает такую сцену в приемной спецслужбы: «Прибегают два опера и говорят: "Вот поспорим, что речь идет о таких-то и таких-то [полицейских]". Да, действительно, отвечаю я. В итоге они стали сразу выяснять обстоятельства, было видно, что им это интересно».
Одновременно с этим, вспоминает адвокат Филатьев, следователь Цицорина стала перепроверять материалы ОРМ — оказалось, что они не соответствуют действительности: «Она изъяла записи всех камер видеонаблюдения, вычислила автомобиль по камерам "безопасного города", проследила его маршрут».
Кроме того, она решила допросить Финагина и Зубова. Позже оба рассказали на допросах, что перед визитом к следователю их инструктировали полицейские Алексей Черкасов и Роман Яковенко, требуя указать, что Махмудов «плохой человек и наркоман».
По словам адвоката Филатьева, полицейские «сфальсифицировали материалы ОРМ о том, что следили за Махмудовым» и у них была оперативная информация, что «в определенном месте появится Махмудов, и у него при себе будет наркотик». «Зубова вычистили документально. Они вывели агента, чтобы невозможно было доказать провокацию», — говорит защитник.
Тем не менее к середине апреля в отношении неустановленных полицейских возбудили дело о незаконном обороте наркотиков (пункты «в» и «г» части 4 статьи 228.1 УК) и превышении должностных полномочий (пункт «в» части 3 статьи 286 УК). Никита Зубов тогда же стал подозреваемым по статье 228.1 УК и подробно рассказал о своей роли в явке с повинной. Возбужденное в отношении Махмудова дело о хранении амфетамина прекратили 24 апреля.
40-летнего оперативника МВД Руслана Яковенко задержали 13 апреля, через три дня суд поместил его под домашний арест — 30 апреля Калининградский областной суд это решение отменил, отправив вопрос о мере пресечения на новое рассмотрение. Из полиции, как сообщили в пресс-службе Западного линейного УМВД на транспорте, оперативника уволили «за совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел», а его руководителей привлекли «к строгой дисциплинарной ответственности».
По версии следствия, Яковенко и другие полицейские незаконно задержали Махмудова и подбросили ему наркотики ради искусственного повышения статистики раскрываемости преступлений.
Кто еще из полицейских участвовал в провокации и кто именно подбросил амфетамин, следствие пока не выяснило, говорит Филатьев. Адвокат уверен, что расследование может вывести на сотрудников Западного линейного отдела полиции на транспорте, курирующих борьбу с незаконным оборотом наркотиков: «Мы осиное гнездо разворошили».
Редактор: Егор Сковорода
Обновлено 30 апреля в 17:10 и 1 мая в 11:15. Добавлена информация о прекращении уголовного преследования Махмудова, решении Калининградского областного суда по жалобе на арест оперативника Яковенко, а также его увольнении из МВД.